МААМ-картинки

Конспект занятия «Хорошо у нас в избе»

Ираида Кочнева
Конспект занятия «Хорошо у нас в избе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.

Задачи.

1. Познавательные: расширить кругозор детей в части представлений о русской народной культуре; сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках, одежде в давние времена, сформировать трудовые умения и навыки, трудолюбие в продуктивной деятельности.

2. Развивающие: развить способность к умозаключениям, суждениям, уважение к людям, которые трудятся; развивать любознательность, творчество и индивидуальность каждого ребёнка, интерес к старинным игрушкам, играм и забавам; сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы, основы культуры труда.

3. Коррекционно-речевые: развивать и обогащать словарь ребёнка за счёт слов : изба, печь, ухват, прялка, чугунок, сундук, самовар, красный угол, солонка. Развивать умение общаться со взрослыми и детьми.

4. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к людям которые трудятся, проявлять радость и удовольствие от встречи с прекрасным.

Дети в русских костюмах входят в группу по музыку.

Воспитатель.

Давайте поздороваемся.

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному, привет!

Небу синему, привет!

Люди взрослые и малыши, вам привет от всей души!

Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта (берёт в руки зажжённую свечу). Откройте глаза, посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся друг другу.

Милости прошу вас, добрые молодцы и красные девицы в гости, в избу.

Хлебом солью вас встречаю,

В избу в гости приглашаю,

Проходите, не стесняйтесь,

Ближе к печке подвигайтесь,

Вы конфетки кушайте, и рассказ мой слушайте.

На Руси бывало в старину, когда заканчивали работу, люди, собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окнами дедко Морозко, да бабушка вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо! Ребята, а давайте с вами вспомним:

- Что главное на Руси было в русской избе (ПЕЧЬ)

- А какая польза была от печи (готовили пищу, освещали избу, согревала)

Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная». Еду готовили в печи,. чугунах. Чугунок в печи горячий, как его достать из печи. Ухватом (показывает).

В каждой избе на самом почетном месте обязательно находилась божница, где стояли иконы, украшенные рушником (полотенцем, вышитым хозяйкой дома.

Были в избе и лавки. Они были прибиты к стене, и её нельзя было передвигать. Переносная лавка называлась- скамья. За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились в порядке старшинства.

Обязательной принадлежностью избы был сундук. В них хранили одежду и холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

В каждой русской избе обязательно была прялка Прядением, как правило занимались девушки. Прялки до сих пор сохранились во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы. Были в избе и утюги, в которые клали раскалённые угли и которые ставили на печь.

А ещё всегда в избе была ступа. В ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

(слышится плачь ребёнка).

Ой, проснулся мой внучек Егорушка. (Подходит к люльке).

Кроватка, в которой спал маленький ребёнок называется люлька, зыбка. Её можно было качать, чтобы успокоить ребёнка.

А сейчас я покажу вам игрушки, которыми играли дети. Игрушки делали из разных материалов: дерева, глины, ниток, тряпочек.

Физкультминутка «Матрёшки»

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки

Матрёшки деревянные, щёчки румяные.

Мышку встретили подружки и

Попрятались друг в дружку,

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

Полюбуйтесь красавицами матрёшками. Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается ещё фигурка, и так несколько кукол. Матрёшка это символ какой страны (России)

По русскому обычаю гостей обязательно поили чаем. Для этого в доме был обязательно- что:

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо (самовар)

Ребята, а вы хотите сами сделать куклу. Кому вы её подарите (Ответы детей)

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространённой игрушкой.

Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передаёт свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с 5. Играя в куклы, девочки учились шить, вязать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы – обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Эти куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.

Играя с куклой, мы не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что куколка, была всегда. И не задумываемся, когда она появилась. Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.

Сегодня мы сами сделаем куклу- травницу. В нашу куклу мы положим мяту. В мире множества запахов и каждый имеет своё действие. Одни успокаивают, другие возбуждают, вызывают сонливость.

Сейчас я покажу вам последовательность работы, и приступим к работе.

Дети с помощью воспитателей делают куклу из кусочков ткани. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».

Русские люди умели отдыхать. На посиделках дети играли в народные игры. Мы сейчас поиграем с вами в одну из игр наших предков «Ручеёк».

Игра «Ручеек»

Ход игры.

Дети становятся в колонну, кладут руки на пояс впередистоящего, говорят слова, на слове «УХ» дети должны перепрыгнуть через ленту все вместе.

Дети : Разлился ручеек,

Золотой рожок (Ух) (На слове «ух» дети перепрыгивают через ручеёк)

Разлился водой

Холодной снеговой (Ух)

Побежал водой

Прозрачной, ключевой (Ух)

По мхам,по болотам

По лесным колодам. (Ух)

Ну, закончим мы наши веселые посиделки в русской избе хороводом.

Хоровод «Полюшка,Параня». Дети прощаются и уходят.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Подгорнский детский сад «Берёзка»

Конспект

образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

«Хорошо у нас в избе»

Составила: воспитатель

Кочнева И. В.

с Подгорное

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Конспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо»Конспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Открытое занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально - коммуникативное развитие. Цель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Хорошо у нас в избе»
Опубликовано: 20 декабря 2024 в 16:46
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Хорошо у нас в избе»» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Кочнева (УИ 3498456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД