Юлия Ромашкина
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе (старший дошкольный возраст) по теме «Сопоставление ранней и поздней осени»
Подготовила воспитатель Ромашкина Ю. А.
МБДОУ «Инсарский детский сад «Светлячок» комбинированного вида», г. Инсар
Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»
Цели:
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
2. Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами.
3. Учить использовать распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
4. Воспитывать у детей наблюдательность и воображение.
5. Сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов.
6. Учить наносить приметы поздней осени на контурные копии картины И. И. Левитана «Золотая осень» и сопоставлять их с оригиналом.
7. Упражнять в образовании сложных слов методом сложения основ.
Оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», контурная репродукция этой картины; ксерокопии контурной репродукции на каждого ребенка; краски, кисточки (можно заменить карандашами); мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимом.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
Чтение детьми наизусть стихотворений о ранней и поздней осени.
Педагог задает вопросы детям.
- Какое из прочитанных вами наизусть стихотворений о ранней, а какое о поздней осени?
- Припомните отрывки с описанием примет ранней осени в природе, затем поздней.
- Почему раннюю осень называют золотой? А почему позднюю осень называют хмурой?
2. Игра «Эхо» - упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.
Листья падают – это листопад.
Звезды падают – это звездопад.
Вода падает – это водопад.
Камни падают – это камнепад.
3. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» Припоминание содержания, выделение примет ранней осени. Трансформация в воображении детей ранней, золотой осени на картине в позднюю, хмурую
- Перед вами картина великого русского художника И. И. Левитана. Он жил очень давно, более ста лет назад. Был беден и рано умер. Больше всего на свете Левитан любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.
Беседа о ранней осени по картине Левитана:
а) посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий, полуувядший цветок, склонившийся к самой воде и на яркое солнечное небо над ними…;
б) скажите, какое это время года?
в) почему художник И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень»?
(Если дети затрудняются с ответом, обратить внимание на золотое убранство берез, на яркий солнечный свет осеннего дня);
г) давайте с вами подберем отрывки из знакомых стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, которые подходят к картине И. И. Левитана «Золотая осень».
(Дети подбирают с помощью педагога);
4. Игра в мяч – словообразование относительных прилагательных от слова осень.
Педагог просит детей встать в круг.
Солнце осенью – осеннее;
Ветер осенью –
Небо осенью –
Туча осенью –
День осенью –
Утро осенью –
Роща осенью –
Парк осенью –
5. Итог занятия.
Кого вы знаете из великих русских поэтов, написавших стихи об осени?
Назовите имя, отчество и фамилию каждого. Какую картину о ранней осени мы рассматривали сегодня?
Назовите фамилию, имя и отчество художника.
Рисование красками примет поздней осени на контурных копиях репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Проговаривание каждым ребенком слов, обозначающих приметы, нанесенные на контурные картины.
Сравнение получившихся картин с оригиналом.