Елена Ельчанинова
Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника.
Публикация «Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» размещена в разделах
Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между ДОУ и родителями (законными представителями) ; приказ на открытие группы кратковременного пребывания в ДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя) ; режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости).
С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания : реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.
Определены задачи:
- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;
- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях;
- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.
Ежегодно в адаптационную группу кратковременного пребывания мы набираем 10 человек неорганизованных детей.
Малыши этой группы посещают детский сад три раза в неделю, по два часа в день и поэтому образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так чтобы реализовать основные линии развития.
В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.
Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы. Это:
- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;
- игры-драматизации ;
- опыты с водой, снегом, песком, с сыпучими материалами (макаронными изделиями, крупами и т. п.) ;
- игры с дидактическими игрушками;
- сюжетные игры;
- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, пластилином) ;
- совместное конструирование из крупного и мелкого строителя.
Развитию двигательной активности малышей способствуют физкультурные занятия.
Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей.
За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.
У родителей обычно возникает много вопросов по решению проблем воспитания детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Поэтому в ДОУ с родителями систематически проводятся внеплановые беседы, диалоги, пятиминутки вопросов и ответов. Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.