Наталья Круглова
Конспект мастер-класса «Граттаж для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития творческих способностей ребёнка.
Задачи:
расширить представления педагогов о нетрадиционных техниках
рисования;
познакомить педагогов с техникой рисования граттаж;
научить практическим умениям в области изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционной техники граттаж;
развивать интерес к разнообразным нетрадиционным способам изображения
на бумаге, картоне и др. ;
повысить уровень мастерства педагогов.
Ожидаемые результаты:
Публикация «Конспект мастер-класса „Граттаж для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
педагоги познакомились с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж»,
научились выполнять работы в этой технике;ознакомились с технологией грунтования листа для заготовки.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
картон- листы А2 с поэтапным выполнением грунтовки для рисования, заострённая деревянная палочка,
цветные восковые мелки, парафиновая свеча, толстая натуральная кисть (плоская, тушь чёрная,
клеёнка, стаканчик с водой, влажные салфетки.
Наглядное пособие:
презентация «Граттаж», рисунки выполненные в технике «Граттаж», работы воспитателя и детей, выполненные в технике «Граттаж».
Применение: в НОД по рисованию, в работе с педагогами, родителями.
Ход мастер-класса.
Вводная часть:
Актуальность работы:
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
У ребёнка в процессе рисования совершенствуется эстетическое восприятие и наблюдательность, творческие способности и художественный вкус. Изобразительное искусство располагает многообразием техник и материалов. Зачастую ребёнку недостаточно привычных традиционных средств и способов для выражения своих фантазий.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения доступна как взрослому, так и ребёнку.
Необычность множества техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. С одной из техник «Граттаж», я познакомлю воспитателей.
Практическая часть:
Слово «граттаж» произошло от французского глагола gratte – скрести, царапать. Это по своей сути вид гравюры. Рисунок не пишется, а создаётся путём процарапывания фона слегка заострённым предметом (таким как, перо, специальный резец, заострённая палочка). Аналог названия этой техники – воскография.
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Он создал немало шедевров; среди них – оформление романа «Белые ночи» Ф. М. Достоевского и «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925).
Этапы работы:
Первый этап.
Лист белого картона в произвольном порядке раскрашиваем цветными восковыми мелками.
Второй этап.
Подготовленный лист полностью покрываем толстым слоем воска, используя для этого обыкновенную восковую свечу.
Третий этап:
Берем черную тушь (цвет основного фона мы можем выбирать в зависимости от темы рисования, добавляем немного жидкого мыла, чтобы гуашь не скатывалась на воске и лист не прилипал к рукам. Закрашиваем лист кистью. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.
Завершающий этап:
Берем заострённую деревянную палочку и процарапываем рисунок по фону.
Участники мастер-класса "Граттаж".