Гульнара Михайлова
Консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?
Для успешного обучения в 1-м классе очень важно то, какими знаниями об окружающем мире владеет ребёнок, как умеет общаться с людьми и справляться со своими эмоциями. Гораздо важнее психологическая готовность ребёнка к школе и умение завязывать шнурки, а не умение выполнять фонетический разбор слова и чтения на скорость. И помочь ему в этом могут сами родители — без специальных подготовительных курсов.
Темочки:
Так какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?
Представления ребёнка об окружающем мире — вот что поможет на первых уроках почувствовать себя успешным. Важно знать времена года (возможно, и месяцы, их основные признаки, дни недели, их очерёдность. Фамилию, имя (своё и родителей, домашний адрес, хотя бы один номер телефона близкого человека наизусть — обязательно!
Очень важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться в пространстве: право — лево, верх — низ. Поиграйте с ним в игру «Найди клад». Спрячьте, например, игрушку и координируйте его действия: пять шагов влево, три шага вправо, один шаг вперёд, два шага назад. Двигательная память поможет ребёнку запомнить быстрее. Составляйте игровые маршруты на бумаге — хорошо помогают графические диктанты на листе в клетку, когда в итоге получается какой-то рисунок. При регулярном повторении ребёнок быстро научится ориентироваться в пространстве.
Очень хорошо, если ребёнок умеет группировать предметы по понятиям: стул, стол, шкаф — мебель; ложка, тарелка, вилка, стакан — посуда; юбка, брюки, футболка — одежда. Используйте термины в быту: это расширит словарный запас ребёнка, научит его быстро объединять предметы в группы.
Очень важно, чтобы ребёнок был самостоятельным : умел одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки. Это значительно облегчит ему жизнь, снизит количество стрессовых ситуаций, когда нужно быстро переодеться на физкультуру или прогулку. Чем самостоятельнее будет ученик, тем легче пройдёт адаптация в 1-м классе.
Уже в школе в идеале ребёнок сам должен собирать портфель: сориентироваться в предметах и учебниках ему вполне по силам. Родителям достаточно уточнить у первоклассника, приготовил ли он на завтра математику, русский язык и чтение. Не проверяйте портфель при ребёнке, доверяйте ему. Лучше сделать это так, чтобы он не знал: это значительно повысит его самооценку и внутренний уровень самоконтроля. Не все получится с первого раза, но это нормально, не переживайте.
Крайне важно, чтобы будущий первоклассник умел вежливо общаться с окружающими, соблюдал субординацию, умел делиться вещами, договариваться с друзьями, смог выйти из конфликта или избежать его. Некоторым ребятам стресс от ссоры с одноклассником может испортить весь день. Всем этим навыкам можно и нужно учиться в семье в дошкольном возрасте.
Прекрасно, если ребёнок умеет аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за границы, «без дырочек». В будущем это поможет соблюдать границы строки, высоту и ширину букв. Не обязательно заранее учить его писать буквы! Лучше купить побольше раскрасок и цветных карандашей (не фломастеров) Это поможет натренировать руку, а буквы правильно и красиво его научат писать в школе. Можно упражняться в горизонтальной, вертикальной, косой штриховке. Очень важно следить за правильным положением карандаша в руке: он должен лежать на среднем пальце, а его кончик смотреть на правое плечо (у правшей, а не в сторону или вверх. Мелкую моторику развивают лепка, пазлы, лего. Очень часто дети не умеют вырезать ножницами. Пусть ребёнок вырезает картинки из журналов, тренирует руку и глазомер.
Хорошо бы научиться считать до 10–20 и обратно. Можно считать дома вилки, чашки, игрушки. Состав числа, как правило, знают не все дети, но учатся этому в школе достаточно быстро ( например: 6 — это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3). Состав чисел в пределах 10 нужно просто запомнить, это позволит быстро решать примеры. Сложение и вычитание на пальцах можно заменить линейкой. Обычно этому тоже учат в школе.
Большинство детей приходят в школу читающими. Но скорость чтения — это не самое главное. Важно, чтобы ребёнок читал правильно, не заменял буквы, не читал по догадке (начало слова правильно, а конец придумал, понимал прочитанное. Скорость нарабатывается достаточно быстро, а невнимательное автоматизированное чтение исправлять сложно. Ребёнок читает только слоги? Ничего страшного, в определённый момент слоги сольются в слова. Ежедневная кропотливая работа непременно даст свои плоды. Купите книгу, в которой слова разделены на слоги, пусть ребёнок сам её выберет.
А ещё создавайте положительное восприятие книги и чтения: читайте сами, подавайте ребёнку пример!
Сложно полюбить книги, если вокруг никто не читает. Хорошо, если ребёнок умеет определять количество звуков в слове и произносить их по отдельности. Это должны уметь даже не читающие дети. Начните с односложных слов («кот», «дом», «сын», переходя к более сложным («мама», «дочка»). Это умение облегчит выполнение звукового анализа слов в начале 1-го класса.
Было бы неплохо сходить на консультацию к логопеду. Важно, чтобы ребёнок не только правильно произносил звуки, но и не нарушал лексико-грамматическую структуру предложений. Специалист сможет это определить и даст рекомендации по устранению. В ежедневном общении вы можете помочь ребёнку красиво выражать свои мысли, правильно строить фразу, отвечать на вопросы полными ответами, не начинать ответ с «потому что» и «ну». Подавайте ребёнку правильный пример.
Играть, играть и ещё раз играть! Подготовка к школе, кружки после детского сада, репетиторы отнимают у ребёнка детство. Не мешайте детям играть. Но не в компьютерные игры, а в обычные куклы, машинки, настольные игры, лего. Наигравшимся детям легче учиться, контролировать своё поведение, у них выше саморегуляция, они понимают, что урок — для учёбы, а перемена — для отдыха.
Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциями. Сосчитать до 10, глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз поможет успокоиться и справиться со стрессом.
Очень важно создавать позитивный образ школы : на уроках будет интересно, учительница будет весёлой, узнаешь много нового, появятся новые друзья, научишься красиво писать и быстро читать.
Все дети разные, кто-то созревает быстрее, кто-то — чуть медленнее, но это не значит, что ребёнок не соответствует каким-то стандартам или не справится с учёбой. Не стоит волноваться заранее: дети это чувствуют и подсознательно тоже начинают переживать. Гораздо важнее психологическая готовность, а остальному научат в школе!