Наталья Сулимова
Классный час «Государственные символы России» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ№ 4
Классный час
2 класс
«Государственные символы России»
воспитатель Сулимова Н. А.
г. Чаплыгин 2019 год
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.
Задачи:
• формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;
• развивать чувство гордости за родное Отечество;
• способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Оборудование:
Публикация «Классный час „Государственные символы России“ во 2 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Символы России для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;
• изображения флагов России, США, Канады;
• герб России, флаг России, текст гимна России, карта Российской Федерации
• запись гимна Россиии
• раскраски с практическим заданием
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Символы государства.
Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (воспитатель показывает карточку с изображением красного креста).
И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (воспитатель показывает карточку с изображением зелёного человечка).
– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)
– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).
-1-
Воспитатель обобщает:
Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (флаг)
Какая музыка при этом исполняется? (гимн)
II. Российский флаг.
Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный (флаг) С. Куприн
Рассказ воспитателя.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте.
-2-
Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (воспитатель показывает изображение флага Канады) и мы понимаем, что мы находимся в Канаде.
– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (показывает изображение флага США) тогда в какой стране мы находимся? (США)
– А если мы видим вот такой флаг (показывает изображение флага Российской Федерации) то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов. 22 августа отмечается государственный праздник день Российского флага.
-3-
III. Российский герб.
– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн) Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России.
Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Некоторые элементы герба прошлых лет нашли своё отражение в современном гербе.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны : он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
Он был, наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.
-4-
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось, ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей.
Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец) А кто зло? (Змей)
IV. Гимн России.
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А. В. Александров, слова – поэт С. В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
-5-
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
Прослушивание гимна
Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)
V. Физкультминутка.
Учитель просит ребят встать.
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы.
Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а! (Поднимают руки вверх)
Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.
VI. Практическая часть
Ребятам раздаются раскраски с практическим заданием.
(раскрасить флаг России)
VII. Подведение итогов занятия
Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг) Что нового о них вы узнали? Молодцы! Вы все правильно раскрасили наш государственный флаг. А теперь сделаем общее фото.
-6-