Наталья Полторацкая
«Город мастеров». Конспект комплексного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно- образовательная деятельность по художественному творчеству
Тема: «Город мастеров»
Подготовила : Полторацкая Н. Н. - воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель: формировать представления детей о русских промыслах Алтайского края.
Задачи:
1. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
2. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Публикация «„Город мастеров“, Конспект комплексного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3. Содействовать развитию эстетического восприятия образов народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
4. Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
5. Обогащать словарный запас детей.
6. Развивать связную речь.
7. Развивать внимание, познавательную активность.
8. Развивать логическое мышление, память.
9. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Методы и приё мы:
Словесные: загадывание загадок, рассказ воспитателя, беседа, художественное слово.
Наглядные: предметная наглядность, рассматривание слайдов, организация выставки, использование аудиовизуальной техники, показ,
Практические: слайдовая презентация, показ предметов декоративно-прикладного искусства, физкультминутка, конструирование, музыкальное сопровождение, проектно-исследовательская деятельность, игровые.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ.
Словарь активный: народное декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, мастера, умельцы, рукодельницы, название народных промыслов: хохлома, гжель, городецкая роспись, филимоновская игрушка, жёстовские подносы, тряпичные куклы, кружевницы, предметы быта,традиции.
Пассивный словарь: урало-сибирская роспись, художественные промыслы Алтая:обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение,вышивка, изделия из керамики, бересты, Колыванский камнерезный завод им. И. И. Ползуова,
1. Организационный момент
Дети входят в зал под музыку «Моя Россия» автор Макшанский Е. И
Добрый день. Сегодня мы отправимся в город мастеров и пригласим с собой наших гостей. К мастерам, которые своими руками изготавливают удивительные по красоте декоративно- прикладные изделия у нас в России.
Показ слайда 1 – «Город Мастеров»
Ребё нок читает стихотворение:
Как огромна и красива
Наша Родина Россия!
Как всю страну мне обойти
Народные промыслы найти?
Показ слайда 2 – карта России
Как мы сможем отправиться в путешествия по различным уголкам нашей Родины и увидеть удивительные изделия наших мастеров?
Дети отвечают на вопрос
Благодаря развитию современной техники, мы сможем побывать в различных уголках нашей Родины и узнать, как называется город мастеров.
2. Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей. Уточнить представление детей о декоративно-прикладном искусстве.
2. Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия
Показ слайда 3 - карта России с выделенными районами народных промыслов
Велика наша Россия
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Посмотрите, сколько у нас в стране много районов с различными видами декоративно-прикладного искусства.
-Ребята, что означают слова «декоративно-прикладное искусство?»
Дети отвечают на вопрос: декоративное - это красивое, украшающее; прикладное – используется в быту
Декоративное – это украшенное. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия: как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете.
Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
-Почему это искусство называется народным?
Дети отвечают на вопрос: эти предметы создавались народом, каждый мастер при изготовлении вкладывал душу, свои умения, свою индивидуальность
Народное декоративное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.
Я предлагаю Вам отгадать загадки о народных промыслах.
Дети загадывают загадки
1. Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу. Белый фон снегов белей, синий – небушка синей, кружевное это чудо, привезли купцы, откуда? (из Гжели)
Показ слайда 4 – изделия гжельских мастеров
2. Коль на досточке девица иль удалый молодец, чудо-конь и чудо-птица - это значит… (Городец)
Показ слайда 5 – изделия городецких мастеров
3. Листочки, ягодки, цветочки, стебелек и завиток. Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой, кто привез товар такой? (Хохломские мастера)
Показ слайда 6- изделия хохломских мастеров
Про жителей этого села говорили, что их лес кормит.
-Как вы понимаете это выражение?
Дети отвечают на вопрос: заготавливали в лесу древесину, изготавливали и расписывали изделия, продавали и обменивались товарами на ярмарке.
Вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость.
Показ слайда 7 – изделия вологодских кружевниц
Ребё нок читает стихотворение:
Вологодские коклюшки
Знамениты с давних пор,
На подушечку ложится
Снежный северный узор,
Эта вьюга, что кружила,
Что всю ноченьку мела,
Вместе с бабушкой вилюшки
Кружевные заплела.
-Как называют мастериц, которые создают кружевные узоры?
Дети отвечают на вопрос: Кружевницы
- Почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?
Дети отвечают на вопрос: - У каждой кружевницы своя душа, свой узор, свой характер, свое настроение.
Посмотрите ребята, сколько у нас в стране различных видов народных промыслов. Это и жёстовские подносы, и оренбургский платок, завораживает своей красотой
Показ Слайда 8 - изделия народных мастеров : оренбургский платок, жёстовские подносы, и многое другое
И на нашей выставке представлены изделия, которые бережно хранятся в ваших семьях.
Показ изделий на выставке «Народные промыслы России»
В народе есть такая пословица «Где труд, там и счастье».
- Как вы понимаете пословицу?
Дети отвечают на вопрос
А особенно мастера радовали детей своими яркими красочными филимоновскими игрушками.
Показ слайда 9 – Филимоновские игрушки
Посмотрите, что за чудесные игрушки на нашей выставке?
Выставка работ бабушки Саши Р.
Эту выставку нам представит Саша Р.
Ребёнок представляет выставку работ своей бабушки
О своих достижениях нам расскажет Наташа Б.
Выставка работ Наташи Б.
Ребёнок представляет выставку своих работ.
Я приглашаю вас в «Хоровод игрушек».
Физкультминутка: Игра «хоровод игрушек»
Дети и взрослые идут по кругу, взявшись за руки, и говорят слова. Один ребенок стоит в центре.
Мы вам сделали подарки, Кто захочет, тот возьмёт. Вот вам кукла в платье ярком, Конь, волчок и самолет.
По окончании слов он говорит, какой «подарок» ему нравится: кукла, конь, волчок или самолет. Далее все участники, продолжая движение по кругу, повторяют движение и слова, соответствующие выбранной игрушке:
Скачет конь наш «чок-чок-чок», Слышен топот быстрых ног!
Все «скачут» по кругу, высоко поднимая колени.
Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши!
Все останавливаются и делают танцевальные движения.
Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у-у-у-у!
Все бегут по кругу, вытянув руки в стороны.
Вот как кружится волчок – Пожужжал и на пол лёг.
Все поворачиваются вокруг своей оси, жужжат, затем приседают.
3. Раскрытие основного содержания занятия
Как называется наш край?
Дети отвечают на вопрос: Алтайский край.
Показ Слайда 10 - Карта Алтайского края
История культуры всей России отражается в истории нашего края.
Я приглашаю вас в мастерскую художественных промыслов и предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера.
Дети садятся за столы
Самобытных талантов на Алтае много, и это не удивительно: в крае с уникальной по красоте природой люди просто не могут не создавать произведений искусства.
Наиболее распространенными видами народных художественных промыслов в Алтайском крае являются художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты. На Алтае издавна существовали самобытные игрушечные традиции.
Показ слайда 11 - изделия народных промыслов Алтая: художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, ткачество, народная вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты.
На Алтае издавна существовали самобытные игрушечные традиции.
Посмотрите, у нас на выставке представлены различные тряпичные куклы. С древних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков. В быту русской деревни тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В русских семьях кукол было много – целые короба. К куклам относились бережно, передавали их по наследству.
Умелые руки – основа успеха
Руки – это лицо человека!
Руки о многом они говорят.
Глаз только видит, а руки творят.
Показ слайда12 - игрушки Алтая, тряпичные куклы.
Посмотрите какие красивые игрушки
Выставка тряпичных кукол
Я предлагаю вам сделать из лоскутка ткани куклу - «Зайчик-на-пальчик».
Показ воспитателем технологии изготовления тряпичной куклы – «Зайчик-на-пальчик».
Изготовление тряпичной куклы – «Зайчик-на-пальчик».
Нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами, овладеть тем мастерством, которое будет вам по душе. А кто вам в этом может помочь?
Какие профессии у ваших родителей?
Дети отвечают на вопрос
Слайд 13 – Профессии родителей и сотрудников детского сада
Независимо от профессии, ваши родители и сотрудники нашего детского сада увлечены различными видами декоративно – прикладного искусства. И стараются своими знаниями и умениями поделиться с вами.
-Какими качествами должен обладать каждый мастер?
Обратить внимание на выставку «Мастерство народных рук»
-В наше время, где можно увидеть предметы декоративно – прикладного искусства?
-Для чего необходимо сохранять традиции нашего народа?
5. Итоги занятия, рефлексия
-Ребята, вы узнали, как называется, город мастеров?
Поддерживая народные художественные промыслы, мы сможем сохранить для последующих поколений все лучшее, что было накоплено нашими предками.
Показ слайда 14- Моя Родина
Ребё нок читает стих: Нет на земле страны чудесней
Чем та, в которой мы живём!
И об этом мы споем песню
«Моя Россия» Г. Струве.
Дети дарят гостям птичек Счастья.
Всех гостей приглашаем на выставку изделий «Мастерство народных рук».