Орлянская Татьяна
Сценарий праздника «Горница-изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника
Цель: формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,«Речевое развитие»;
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление о характерных особенностях русской избы, ее внутреннем убранстве.
Продолжать знакомить детей с бытом, культурой и традициями семьи.
Публикация «Сценарий праздника „Горница-изба“» размещена в разделах
Продолжать формировать навыки работы с пластилином, используя прием возвратно- поступательного движения ладоней рук.
Развивающие:
Развивать:
- мелкую моторику кисти рук, стимулируя речевые центры мозга; развивать логическое мышление,
- слуховое и зрительное восприятие, умение слушать и слышать.
Воспитательные:
Формировать интегративные качества:
- интерес к прошлому своего народа, его быту, духовной культуре;
- вызвать потребность в бытовом труде, чувство уважения к повседневным трудовым действиям, сопричастности к результатам коллективного труда;
- умение испытывать удовлетворение от результатов своего труда и труда сверстников.
- начальные навыки учебной деятельности - культуру речевого общения - отвечать внятно, не перебивая взрослого и сверстников, не выкрикивая;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в процессе совместной деятельности, вызвать положительные отклики на оказание помощи нуждающимся.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами : горница, изба, ухват, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан.
Оборудование:
Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда) ;
Содержимое сундука: пословицы;
Красная лента для игры;
Материалы для работы с пластилином;
Аудиозапись;
Экран с презентацией.
Предварительная работа:
Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Закончи пословицу»;
Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
Слушание русской народной музыки;
Чтение сказки «Гуси – лебеди», «По щучему велению», с последующей беседой о прочитанном ;
Рассматривание альбома «Русская изба»;
Словесная игра «Ленточка»;
Заучивание пословиц, поговорок;
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
Дети заходят в группу с другим воспитателем, их встречает девушка в русском народном костюме!
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге - хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю- красное место. Приглашаю вас, гости дорогие, в свою горницу!
(Кланяется до пояса). Дети не садятся.
Воспитатель: Ребята, на Руси люди приветствовали друг друга поклоном, кланяясь «в пояс».
Дети, давайте, и мы поприветствуем гостей поклоном. (Кланяются).
Дети: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель. А ребята, а как раньше на Руси знакомились?
Воспитанник: Как вас звать, красная девица (добрый молодец?
Воспитатель. Ребята, представимся и мы. Для этого поиграем в игру. Кому лента в руки попадет – тот свое имя назовет ласково;
Словесная игра «Ленточка»
Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Ребята, а как гостей встречали на Руси?
Воспитанник: Гостей встречали с угощеньем – пирогами, блинами, сушками, пряниками печатными, да чаем душистым.
Дети подходят к экрану.
1.(Слайд русской избы) Я очень рада гостям, в избе порядок навела пол подмела, дров наносила, печку затопила. 2.(Слайд горницы) Русская печь находится у входа в избе, она кормилица семьи.
3.(Звук «Печка») Пых! Я русская Печка! Я занимаю самое большое место в доме. Я самая главная и не даю замерзнуть, да голодными не оставлю вас. На печке можно даже спать. Отгадайте загадки, в каких сказках, меня можно встретить?
Воспитатель:
Игра «Угадай сказку»
Воспитатель: Сейчас мы и проверим. Посмотрите на экран 4.(Слайд с загадками)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает о русской печке? (Дети рассказывают стихи)
Стихи о печке:
1. Воспитанник: Рады видеть вас у печки
Без неё и дом пустой
В ней и жарить, в ней и парить
И зимой с ней как весной.
В доме каждому нужна
Печки добрая спина.
2. Воспитанник: С русской печкой нам не грустно
А тепло всегда и вкусно.
Мы не спим на печи
Мы не сидим на печи
А едим из печи калачи.
3. Воспитанник: Ты бери ухват и горшок тащи
Где дрова горят – затомились щи.
Сварит, сжарит, испечёт –
В каждом доме ей почёт.
Воспитатель: Ребята, а что это такое?
Воспитанник: А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу!
Воспитатель: Печь горячая, огонь пышит…Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Воспитанник: А ставили в печь горячую чугунок ухватом.
5. (Звуки шороха Кузи за печкой)
Воспитатель: Ой, ребята, кто там за печкой.
Воспитанник: А я знаю, что в старину верили, что за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.
Воспитатель: У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
(6. Слайд Кузя. Звучит голос Кузи)
- Ребята, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: поставьте, пожалуйста, заплатки на мои носки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.
Воспитатель: Ребята, поможем Кузе?
Д/и. «Подбери заплатку»
Хозяйка раздает детям по 2 носка, на столе выкладывает заплатки, дети должны к своим носкам подобрать нужную заплатку. Затем хозяйка спрашивает, почему дети подобрали именно эту заплатку?
Воспитатель: молодцы ребята, починили все носки Кузе. Отправим ему посылку с его носками, и еще подарим Кузе вот эти носки. (Все складывает в посылку).
Воспитатель: А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем? Ой что- забыла совсем все слова… Надо подумать. Присаживайтесь. (Садятся).Я буду называть слова, и говорить что они означают. Если правильно назову, вы похлопаете в ладоши, если нет- потопаете ножками.
Словесная игра «Старинное словечко»
( Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза). Воспитатель подбирает неправильные синонимы к словам…
7.(Слайд с русской народной мелодией).
Воспитатель: Ой, ребята, куда это нас зовет музыка? А зовет она нас поиграть в старинную русскую игру «Ручеек». Вот и мы с вами сейчас поиграем в эту игру.
Подвижная игра «Ручеек»
Участники разделяются на пары и встают в две колонны на расстоянии друг от друга, соединяют попарно высоко поднятые руки, образуя тоннель.
При игре с водящим (водой, он входит в образовавшийся коридор сзади и выбирает себе пару из числа участников, взяв игрока за руку, и встает со своей парой в начало «ручейка». Освободившийся игрок становится водящим и тоже идет в конец коридора, где процесс повторяется. Если участников игры много, то водящих может быть несколько.
При игре без водящего (количество игроком четное) пары постоянны. В этом случае последняя пара в колонне входит в тоннель и не отпуская рук проходит через него, становясь в начало «ручейка» и т. д.
В игре нет победителей и проигравших, играют в нее, пока не надоест.
Ребята, вставайте парами, а я буду водить.
После игры.
Воспитатель: (Достаю сундук). У меня в руках сундучек волшебный. В нем хранятся пословицы про дом и семью, которые дошли до наших дней. А вы знаете такие пословицы? (Да) Сейчас проверим.
Словесная игра «Пословицы»
Не дом хозяина красит…. а хозяин дом.
В гостях хорошо, …а дома лучше.
Всякий дом …. хозяином держится.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Без труда не выловишь…. и рыбку из пруда.
Кто живет трудом…. то в почете большом!
Делу время –…. потехе – час!
8.(Слайд с голосом Кузи) : Ребята, это снова я, Кузя! Вы мне так помогли, спасибо Вам! Теперь мне будет очень тепло зимой в носочках. Хотел отблагодарить вас и угостить чаем с пирогами. Вот только тесто поставил, но пироги испечь не успел. Поможете мне?
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Пальчиковая игра «Пироги»
Воспитатель: Давайте немного разомнем ручки
Замесила бабушка
Ни булку, ни оладушки.
Доставала из печи
Свеженькие пироги!
Птичке-невеличке,
Зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке!
Всем дала понемножку!
Лепка «Пироги»
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пироги лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем! А косичками украсим наш пирог!
Готовые работы выкладываются на поднос.
Воспитатель: Готовые пироги выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)
А печка –то ведь у меня не простая, а волшебная! А чтобы пироги наши испеклись быстрее, скажем волшебные слова! Раз, два, три - печка пеки(3 раза).
Воспитатель достает из-за печки печенье, похожее на пироги.
Воспитатель: А вот и наши пироги поспели!
Стих про самовар
Воспитанник: На столе самовар стоит,
И на вас глядит
Самовар то не простой.
Самовар то расписной,
Гостинцы берите, да к самовару подходите.
А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники да сушки. Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие в старину?
А где мы побывали с вами?
Что нового вы узнали?
Что больше вам понравилось?