МААМ-картинки

Сценарий праздника «Горница-изба»

Орлянская Татьяна
Сценарий праздника «Горница-изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий праздника

Цель: формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,«Речевое развитие»;

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представление о характерных особенностях русской избы, ее внутреннем убранстве.

Продолжать знакомить детей с бытом, культурой и традициями семьи.

Публикация «Сценарий праздника „Горница-изба“» размещена в разделах

Продолжать формировать навыки работы с пластилином, используя прием возвратно- поступательного движения ладоней рук.

Развивающие:

Развивать:

- мелкую моторику кисти рук, стимулируя речевые центры мозга; развивать логическое мышление,

- слуховое и зрительное восприятие, умение слушать и слышать.

Воспитательные:

Формировать интегративные качества:

- интерес к прошлому своего народа, его быту, духовной культуре;

- вызвать потребность в бытовом труде, чувство уважения к повседневным трудовым действиям, сопричастности к результатам коллективного труда;

- умение испытывать удовлетворение от результатов своего труда и труда сверстников.

- начальные навыки учебной деятельности - культуру речевого общения - отвечать внятно, не перебивая взрослого и сверстников, не выкрикивая;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в процессе совместной деятельности, вызвать положительные отклики на оказание помощи нуждающимся.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами : горница, изба, ухват, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан.

Оборудование:

Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда) ;

Содержимое сундука: пословицы;

Красная лента для игры;

Материалы для работы с пластилином;

Аудиозапись;

Экран с презентацией.

Предварительная работа:

Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Закончи пословицу»;

Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

Слушание русской народной музыки;

Чтение сказки «Гуси – лебеди», «По щучему велению», с последующей беседой о прочитанном ;

Рассматривание альбома «Русская изба»;

Словесная игра «Ленточка»;

Заучивание пословиц, поговорок;

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Дети заходят в группу с другим воспитателем, их встречает девушка в русском народном костюме!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге - хозяйке радость.

Для них и место готово.

Красному гостю- красное место. Приглашаю вас, гости дорогие, в свою горницу!

(Кланяется до пояса). Дети не садятся.

Воспитатель: Ребята, на Руси люди приветствовали друг друга поклоном, кланяясь «в пояс».

Дети, давайте, и мы поприветствуем гостей поклоном. (Кланяются).

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель. А ребята, а как раньше на Руси знакомились?

Воспитанник: Как вас звать, красная девица (добрый молодец?

Воспитатель. Ребята, представимся и мы. Для этого поиграем в игру. Кому лента в руки попадет – тот свое имя назовет ласково;

Словесная игра «Ленточка»

Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Ребята, а как гостей встречали на Руси?

Воспитанник: Гостей встречали с угощеньем – пирогами, блинами, сушками, пряниками печатными, да чаем душистым.

Дети подходят к экрану.

1.(Слайд русской избы) Я очень рада гостям, в избе порядок навела пол подмела, дров наносила, печку затопила. 2.(Слайд горницы) Русская печь находится у входа в избе, она кормилица семьи.

3.(Звук «Печка») Пых! Я русская Печка! Я занимаю самое большое место в доме. Я самая главная и не даю замерзнуть, да голодными не оставлю вас. На печке можно даже спать. Отгадайте загадки, в каких сказках, меня можно встретить?

Воспитатель:

Игра «Угадай сказку»

Воспитатель: Сейчас мы и проверим. Посмотрите на экран 4.(Слайд с загадками)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает о русской печке? (Дети рассказывают стихи)

Стихи о печке:

1. Воспитанник: Рады видеть вас у печки

Без неё и дом пустой

В ней и жарить, в ней и парить

И зимой с ней как весной.

В доме каждому нужна

Печки добрая спина.

2. Воспитанник: С русской печкой нам не грустно

А тепло всегда и вкусно.

Мы не спим на печи

Мы не сидим на печи

А едим из печи калачи.

3. Воспитанник: Ты бери ухват и горшок тащи

Где дрова горят – затомились щи.

Сварит, сжарит, испечёт –

В каждом доме ей почёт.

Воспитатель: Ребята, а что это такое?

Воспитанник: А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу!

Воспитатель: Печь горячая, огонь пышит…Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

Воспитанник: А ставили в печь горячую чугунок ухватом.

5. (Звуки шороха Кузи за печкой)

Воспитатель: Ой, ребята, кто там за печкой.

Воспитанник: А я знаю, что в старину верили, что за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.

Воспитатель: У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

(6. Слайд Кузя. Звучит голос Кузи)

- Ребята, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: поставьте, пожалуйста, заплатки на мои носки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

Воспитатель: Ребята, поможем Кузе?

Д/и. «Подбери заплатку»

Хозяйка раздает детям по 2 носка, на столе выкладывает заплатки, дети должны к своим носкам подобрать нужную заплатку. Затем хозяйка спрашивает, почему дети подобрали именно эту заплатку?

Воспитатель: молодцы ребята, починили все носки Кузе. Отправим ему посылку с его носками, и еще подарим Кузе вот эти носки. (Все складывает в посылку).

Воспитатель: А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем? Ой что- забыла совсем все слова… Надо подумать. Присаживайтесь. (Садятся).Я буду называть слова, и говорить что они означают. Если правильно назову, вы похлопаете в ладоши, если нет- потопаете ножками.

Словесная игра «Старинное словечко»

( Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза). Воспитатель подбирает неправильные синонимы к словам…

7.(Слайд с русской народной мелодией).

Воспитатель: Ой, ребята, куда это нас зовет музыка? А зовет она нас поиграть в старинную русскую игру «Ручеек». Вот и мы с вами сейчас поиграем в эту игру.

Подвижная игра «Ручеек»

Участники разделяются на пары и встают в две колонны на расстоянии друг от друга, соединяют попарно высоко поднятые руки, образуя тоннель.

При игре с водящим (водой, он входит в образовавшийся коридор сзади и выбирает себе пару из числа участников, взяв игрока за руку, и встает со своей парой в начало «ручейка». Освободившийся игрок становится водящим и тоже идет в конец коридора, где процесс повторяется. Если участников игры много, то водящих может быть несколько.

При игре без водящего (количество игроком четное) пары постоянны. В этом случае последняя пара в колонне входит в тоннель и не отпуская рук проходит через него, становясь в начало «ручейка» и т. д.

В игре нет победителей и проигравших, играют в нее, пока не надоест.

Ребята, вставайте парами, а я буду водить.

После игры.

Воспитатель: (Достаю сундук). У меня в руках сундучек волшебный. В нем хранятся пословицы про дом и семью, которые дошли до наших дней. А вы знаете такие пословицы? (Да) Сейчас проверим.

Словесная игра «Пословицы»

Не дом хозяина красит…. а хозяин дом.

В гостях хорошо, …а дома лучше.

Всякий дом …. хозяином держится.

Не красна изба углами… а красна пирогами.

Без труда не выловишь…. и рыбку из пруда.

Кто живет трудом…. то в почете большом!

Делу время –…. потехе – час!

8.(Слайд с голосом Кузи) : Ребята, это снова я, Кузя! Вы мне так помогли, спасибо Вам! Теперь мне будет очень тепло зимой в носочках. Хотел отблагодарить вас и угостить чаем с пирогами. Вот только тесто поставил, но пироги испечь не успел. Поможете мне?

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Пальчиковая игра «Пироги»

Воспитатель: Давайте немного разомнем ручки

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие пироги!

Птичке-невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Лепка «Пироги»

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пироги лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем! А косичками украсим наш пирог!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Воспитатель: Готовые пироги выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

А печка –то ведь у меня не простая, а волшебная! А чтобы пироги наши испеклись быстрее, скажем волшебные слова! Раз, два, три - печка пеки(3 раза).

Воспитатель достает из-за печки печенье, похожее на пироги.

Воспитатель: А вот и наши пироги поспели!

Стих про самовар

Воспитанник: На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Самовар то не простой.

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники да сушки. Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие в старину?

А где мы побывали с вами?

Что нового вы узнали?

Что больше вам понравилось?

Публикации по теме:

Казачий уголок «Казачья горница» в детском садуКазачий уголок «Казачья горница» в детском саду Благодаря руководству нашего детского сада, а именно заведующей, в нашем детском саду на протяжении долгих лет,по крупицам, с помощью родителей.

Дидактическая игра «Казачья горница»Дидактическая игра «Казачья горница» Региональный компонент. Для детей 3-7 лет. Дидактическая игра "Казачья горница". Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культуре.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Бабушкина горница»Конспект музыкального занятия для старшей группы «Бабушкина горница» Конспект музыкального занятия для старшей группы «Бабушкина горница» Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре Задачи:.

Мини-музей «Русская Горница»Мини-музей «Русская Горница» В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребёнка. Все меньше и меньше наши дети знают об истории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника «Горница-изба»
Опубликовано: 28 октября 2024 в 21:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздника «Горница-изба»» (включая файлы) размещена пользователем Орлянская Татьяна (УИ 3434767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД