Елена Ивершина
«Глубоководное царство». Конспект НОД для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде и передавать своё отношение к природе через художественное творчество.
Задачи непосредственно образовательной деятельности:
• Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей.
• Учить передавать своё отношение к природе в продуктивной деятельности.
• Развивать воображение, образную память, творческие способности.
• Учить детей создавать объёмные поделки из мятой бумаги.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Поощрять инициативу и самостоятельность.
Публикация «„Глубоководное царство“, Конспект НОД для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная образовательная область.
Художественное творчество:
- Учить детей создавать объёмные поделки из мятой бумаги
- Развивать мелкую моторику рук.
Задачи интегрируемых образовательных областей
Познание
- повышать уровень развития ребёнка;
- Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде;
- Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей;
Коммуникация
- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.
- активизировать словарь за счё т слов: морские обитатели, панцирь, водоросли, ласты, икринки, осьминог, щупальца, клешни;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка.
Физическая культура
- развивать двигательную активность детей в подвижных играх и физминутке.
Труд
- Учить детей создавать объёмные поделки из мятой бумаги.
- убирать рабочее место.
Предполагаемый результат: дети могут рассказать о морских обитателях и их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде и создавать объёмные поделки из мятой бумаги.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно - исследовательская, трудовая.
Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, физминутка, беседа, обсуждение, работа с пособием.
Предварительная работа
Беседа о морских обитателях, изготовление макета морского дна, изготовление детских масок, чтение художественной литературы о морских обитателях, рассматривание иллюстраций по теме.
Материал и оборудование:
Макет морского дна, лист бумаги голубого цвета; цветной квадрат размером 21-21 (1 шт.) и белый квадрат размером 18 -18(1шт.); полоска бумаги размером 2-4 см, квадраты чёрного цвета размером 1-1 см, ножницы, клей, кисть для клея, иллюстрации с изображением осьминога и других морских обитателей, детские маски-осьминожки, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?
(Дети предлагают различные варианты)
Воспитатель: Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. А у меня есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесём, то перестанем быть просто ребятами, а станем настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями. (В первый раз воспитатель читает стихотворение сам, затем дети повторяют слова все вместе, при этом с закрытыми глазами.)
Детский сад наш изменился, В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных, Звёзд, медуз и рыб прекрасных, Осьминоги и ежи.
И ракушки хороши!
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаёте?
(Дети называют известных им обитателей морей, изображения которых развешены в игровой комнате).
Вы просто умницы! В море живёт множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. А сейчас к нам в море заплыли самые настоящие морские обитатели.
Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне и попытаться угадать, кто к нам заплыл. (Воспитатель рассказывает о морских обитателях, дети отгадывают название и находят их изображения)
1. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. Когда оно плывет, в море виден фонтан воды. В сказках про него говорят: «Чудо-юдо».
Властелин семи морей, В океане всех сильней. Он плывёт – вода бурлит. Эта чудо-рыба-(Кит).
2. Про эту рыбу К. Чуковский писал: «…- каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми.
Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые как пила. Кроме того, они всё время растут, и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (Акула)
3. Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползёт как…» (черепаха).
Кто так медленно ползёт, Словно груз большой везёт? Панцирь твёрдый, очень прочный, Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха Долгожитель (черепаха).
Воспитатель. Вы прекрасно справились с заданием. Ваши плавнички и хвостики не устали? Тогда предлагаю немножко подвигаться.
Физкультминутка.
Рыбка рыбке говорила, плавничками шевелила: «Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три хлопка, головою два кивка»
Воспитатель. Молодцы ребята! А что это за коробка на дне морском? Ой! Да это посылка, адресованная нам. Давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, достаёт конверт.) Здесь письмо, давайте прочтём.
Ты со мною незнаком? Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног -
Вот и весь я (осьминог).
Молодцы! Отгадали загадку. Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем с вами говорить об осьминогах. Где они живут?
Правильно, они живут на самом дне. Скрываясь между камнями или в подводных пещерах. А знаете ли вы, почему это животное так называется?
Воспитатель. Осьминог получил своё название за количество ног: их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно, число «восемь» называли по-другому – «осьм», поэтому люди стали называть это удивительное животное осьминогом. Зрительно тело осьминога напоминает большую грушу с отходящими от неё длинными отростками-щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал. Ребята, а в нашей посылке есть еще вот такие замечательные маски (достаёт и показывает маски). А давайте с вами с помощью этих масок расскажем одно известное стихотворение. Жил осьминог со своей осьминожкой, И было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета: Первый – зелёный, второй – фиолетовый, Третий, как зебра, весь полосатый, Чёрные оба – четвёртый и пятый, Шестой – тёмно-синий, от носа до ножек, Жёлтый-прежёлтый седьмой осьминожек,
Восьмой – словно спелая ягода, красный… Словом, не дети, а тюбики с краской. (Э. Успенский)
Воспитатель: Молодцы! Настоящие осьминожки!
А сейчас давайте сделаем осьминожек из бумаги.
Воспитатель. Возьмите белый лист бумаги и сомните его, теперь расправьте. (Воспитатель показывает, дети выполняют)И ещё раз сомните так, чтобы получился шар, заправляя уголки внутрь. Возьмите второй лист бумаги и сомните его, потом расправьте. Теперь возьмите свой белый шар,
намажьте клеем и приклейте в середину мятого листа. Теперь нам нужно спрятать шар, чтобы его не было видно.
Закройте его цветной бумагой, чтобы получился мешочек. Теперь возьмите полоску бумаги и затяните свой мешочек, но осторожно, чтобы не порвать полоску. Аккуратно расправьте получившуюся юбочку. (Дети выполняют) Какие вы молодцы! Как вы думаете, чего не хватает? ( Ответы детей: Щупальцев.) Правильно! Необходимо сделать щупальца. Вам нужно на юбочке найти 4 уголка и разрезать их пополам, только будьте аккуратны. Из получившихся полосок скрутите жгутики, они и будут щупальцами.
(Дети скручивают, воспитатель помогает)
Какие красивые осьминоги у вас получились! Но, кажется, опять чего-то не хватает? Как вы думаете? (Ответы детей) Правильно глаз. Возьмите черные квадратики, вырежьте из них глазки и приклейте к голове осьминога. (Дети выполняют задание самостоятельно) Молодцы! Он живёт на самом дне, на ужасной глубине - Многорукий, многоногий, ногорукий, руконогий. Ходит в море без сапог Спрут Кальмарыч Осьминог!
Ребята, давайте своих осьминогов отпустим в наше море.
(Дети приклеивают своих осьминогов на приготовленное заранее морское дно.) Посмотрите, какие красивые получились у вас осьминожки! Молодцы! (Дети рассматривают осьминогов, делятся своими впечатлениями)
(Занятие заканчивается сюрпризным моментом – в группу приносят ещё одну посылку, адресованную детям от обитателей морских глубин)
Воспитатель достаёт из неё большую ракушку, а в ней конфеты «Морские камушки»