Елена Чувичкина
«Гиперактивные дети: проявления, причины, способы взаимодействия». Рекомендации для воспитателей и родителей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в процессе воспитания, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи». Вероятно, каждому педагогу знаком этот портрет.
Публикация «„Гиперактивные дети: проявления, причины, способы взаимодействия“, Рекомендации для воспитателей и родителей ДОУ» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
КАК ЖЕ ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
• дефицит активного внимания;
• двигательная расторможенность;
• импульсивность.
Психологи предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
1. Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
2. Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
3. Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения.
5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет)
Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности?
Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет. В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя только врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность, двигательная расторможенность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания именно на проявление у ребенка импульсивности.
Что же такое импульсивность?
В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека или черта характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрик и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители просто приходят в отчаяние: «Мы не знаем, что с ним делать! Сил наших больше нет!» — с отчаянием восклицает родители такого ребенка. Конечно же, можно их понять и посочувствовать.
На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И нет никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если педагог встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости и радости за ребёнка.
Существует многократно проверенный в детском саду метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками».
В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.
Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Валера с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:
• Сегодня (число, Валера слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 минут.
По своему вечером родители Валеры в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению.
По усмотрению, взрослые могут поощрить ребенка прогулкой, совместным просмотром мультфильмов, любимой игрой.
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется, уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его. Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу для закрепления результата, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами и истериками. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лёг спать.
(число) Вечером Валера слушал, как папа читал ему сказку «Красная шапочка», после чего сделал рисунок к сказке. Во время рисования он вместе с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши» 15 минут, играл с братом в конструктор «Лего» 30 минут. Спать лег в 23 часа.
Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке,
тоже может сделать определенные выводы:
1. Учебный материал, который давался детям накануне, Валерой усвоен.
2. Родители проявили внимание к ребенку.
3. Валера, несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми в течение довольно длительного времени.
4. Валера лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, можно ожидать от него сегодня в группе непредсказуемых поступков. Поэтому педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по отношению к ребенку.
Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые.
Такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.
Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому педагогам и родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка дома, оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя гиперактивного ребё нка принуждать просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет обижать ребят в детском саду» или «с сегодняшнего дня начнет ставить обувь на место».
На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (от 2 до 4 недель и больше).
Не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца, потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования. Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
Как работать с гиперактивным ребёнком.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
4. Использовать физкультминутки.
5. Снизить требования к аккуратности работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
12. Оставаться с ребёнком всегда спокойным.
КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей:
• дефицит внимания,
• импульсивность,
• очень высокую активность,
• неумение длительное время подчиняться групповым правилам,
• неумение выслушивать и выполнять инструкции,
• быструю утомляемость.
В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Игры на тренировку одной функции
На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции.
Например, игры, направленные на развитие только внимания.
Игры на тренировку двух и трех функций
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух, а затем трёх функций.
Тренируемые функции
Внимание и контроль импульсивности
Внимание и контроль двигательной активности
Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности
Физминутки
Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя, по усмотрению педагога. С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры». Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных.
Список рекомендуемой литературы для педагогов и родителей
• Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный ребёнок. М., 1995.
• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
• Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
• Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
• Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.