Светлана Орехова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать
Проблемы гендерного воспитания волнуют в наше время большое количество педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты гендерного воспитания заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации, к проявлению своей идентичности, к использованию равных возможностей поведения, независимо от половой принадлежности.
Работа по формированию полоролевого поведения детей в детском саду нацелена на ознакомление с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, на выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений, на формирование отношений между девочками и мальчиками в группе.
Для этого необходимо создавать условия для проявления и переживания
детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; сочувствия, нежности и ласки – у девочек.
В результате анализа психолого-педагогических исследований было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.
Организуя работу гендерного воспитания с дошкольниками надо помнить, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания.
В 3 года ребенок начинает осознавать гендерные роли : девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно определяет себя с представителями своего пола. Имеет первоначальное представление о собственной гендерной принадлежности, определяя ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т. д.). В этом возрасте дети распознают других людей по полу, возрасту; диференцируют детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.
С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте - робким или уверенным, таким и будет в жизни. Происходит интенсивное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности.
Дети 4-5 лет имеют дефференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брюки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик-сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка-дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель»,«Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, в специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость, и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обследовании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласка, а девочки на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин, устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.
Дети 6-7 лет владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойко переносить неприятности); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, необходимо чтобы предметно-развивающая среда в группах детского сада не только обеспечивала разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную, но и являлась основой самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь диапазон возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека.
Так как игра является основным видом деятельности дошкольников, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материала и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей надо обратить внимание на следующее:
- привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей;
- к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я –мама», «Я-папа».
Роль педагога состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей, при этом руководить как играми, в которых участвуют все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Необходимо учесть, что мальчикам нужно больше пространства для игр, так как они в игре развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Только необходимо следить, за тем, чтобы игра не носила агрессивный характер, научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков, создавая для этого соответствующие условия.
Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, необходимо, чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у них должно быть достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением реализовывать в определенной последовательности ролевые действия, тогда можно перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие детского сада, оказанное на девочек или мальчиков в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.