Соколова Анастасия Николаевна
Функциональность базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетом образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является подготовка их к социальной и трудовой деятельности. Для этого используются специальные программы и методы обучения. Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, включают низкий уровень познавательных процессов, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля и низкую мотивацию обучения, а также проблемы в общении со сверстниками.
Публикация «Функциональность базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Результаты диагностики учащихся позволяют разделить их на группы. Ученики первой группы успешно овладевают программным материалом и выполняют задания самостоятельно. Они могут объяснить свои действия и применить полученные знания и умения на практике. Педагогам требуется лишь незначительная активизирующая помощь при выполнении сложных заданий. Ученики этой группы способны сохранять приобретенные знания и умения и применять их при выполнении новых задач.
Учащиеся второй группы испытывают некоторые трудности в процессе обучения. Они понимают объяснения педагога и могут применять имеющиеся знания и умения, но не могут самостоятельно сделать выводы и обобщения. Ученики этой группы более зависимы от помощи педагога и могут снижать темп работы и допускать ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Хотя объяснения их действий не всегда точны и обобщены.
Учащиеся третьей группы трудно усваивают программный материал и требуют разнообразной помощи от педагога. Их успехи в усвоении знаний зависят от понимания материала и способности установить логическую связь между его частями. Ученики этой группы менее самостоятельны и требуют дополнительного объяснения педагога. Они могут сохранять приобретенные знания и умения, но каждое новое измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность учащихся этой группы требует постоянной организации со стороны педагога.
Ученики четвертой группы нуждаются в большом количестве упражнений, дополнительных приемах обучения и постоянном контроле и подсказках педагога. Они трудно делают выводы самостоятельно и испытывают затруднения в использовании прошлого опыта. Им требуется четкое объяснение от учителя при выполнении заданий. Учащиеся этой группы не могут обобщать полученные знания. Важно, чтобы педагог знал возможности каждого обучающегося, чтобы подготовить его к усвоению нового материала. Ученики могут развиваться и изменять свою группу при коррекционном обучении.
Необходимо выделить принципы базовых учебных действий :
1. Принцип деятельности: Обучение должно быть ориентировано на активную деятельность обучающегося. Это подразумевает, что достижение учебных целей осуществляется через активное взаимодействие с учебным материалом и самостоятельное выполнение заданий.
2. Принцип непрерывности: Обучение должно быть системным и последовательным. Это означает, что преподавание должно быть основано на накопительном принципе, где новый материал строится на уже изученных знаниях и навыках.
3. Принцип целостного представления о мире: Обучение должно способствовать формированию у обучающихся целостного и связанного представления о различных аспектах окружающего мира. Это позволяет студентам лучше понять взаимосвязь между различными знаниями и применять их в реальной жизни.
4. Принцип психологической комфортности: Обучение должно проводиться в атмосфере доверия и поддержки, где обучающиеся могут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и идеи. Это способствует более эффективному усвоению и пониманию учебного материала.
5. Принцип творчества: Обучение должно стимулировать творческое мышление и самостоятельность. Это подразумевает использование различных методов и подходов к обучению, которые согласованы с индивидуальными потребностями и способностями каждого обучающегося.
6. Принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Обучение должно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, такие как возрастные, психологические и физические возможности. Это позволяет создать индивидуализированную образовательную среду, которая оптимально соответствует особым образовательным потребностям.
Функции базовых учебных действий :
1. Обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области.
2. Реализация преемственности обучения на всех ступенях образования.
3. Формирование готовности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшему профессиональному образованию.
4. Обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, играют важную роль в успешном начале школьного обучения. Они также являются основой для формирования более сложных действий в старших классах, которые помогают развивать обучающегося как активного субъекта учебной деятельности на его уровне.
Каждый учебный предмет, исходя из своего содержания и способов организации учебной деятельности, представляет определенные возможности, для формирования базовых учебных действий. В процессе обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако прогресс не всегда равномерен. Это связано с разнообразием потенциальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и имеющихся у них интеллектуальных и психических нарушений.
Для оценки сформированности каждого действия используется система оценки, в которой:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла и не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
- 1 балл – смысл действия понятен, но обучающийся выполняет его только по прямому указанию учителя и нуждается в помощи.
- 2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, но в некоторых ситуациях может выполнить его самостоятельно.
- 3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, но допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя.
- 4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечаниям учителя.
- 5 баллов – обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения обучающихся в формировании конкретных учебных действий, получить общую картину их сформированности, и на основе этого корректировать. процесс формирования учебных действий в течение всего периода обучения.
Мониторинг развития всех групп обучающихся в процессе обучения позволяет выявить индивидуальные достижения и оценить эффективность работы в этом направлении.