Лубкова Наталия
Формы работы с родителями «Игровые технологии в работе с родителями»
Мастер - класс для молодых педагогов.
«Формы работы с родителями. Игровые технологии в работе с родителями».
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашей встречи: «Формы работы с родителями. Игровые технологии в работе с родителями».
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Публикация «Формы работы с родителями „Игровые технологии в работе с родителями“» размещена в разделах
Начнем работу с мозгового штурма. «Какие формы работы вы используете в работе с родителями?» (родительские собрания, родительский клуб, круглый стол, мастер-классы, детско-родительские проекты, собрание-деловая игра, тематические консультации, информационные стенгазеты, день открытых дверей, выставки детских работ, родительская почта, ящик для предложений).
Особое внимание стоит уделить внедрению игровых приемов в работе с родителями. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто докучает родителям. А игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Именно поэтому я приняла решение рассмотреть тему мастер класса: «Использование игровых приемов в работе с родителями».
Цель мастер класса: передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового общения с родителями воспитанников, посредством применения к ним метода игровых приемов, как средства развития их коммуникативной компетентности.
Задачи:
• Формирование и развитие у воспитателей навыков в организации и проведении эффективной работы с родителями, посредством игровых приемов.
• Вовлечение участников мастер класса в обсуждение данной проблемы.
Понятие "игровые технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровым технологиям присущи следующие особенности:
• свободная развивающая деятельность;
• творческий характер деятельности (импровизация) ;
• эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания) .
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
• развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес) ;
• коммуникативную;
• терапевтическую: преодоление различных трудностей;
• диагностическую: самопознание в процессе игры;
• коррекционную;
• функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра - это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.
По содержанию игры можно подразделять на: игры-разминки, игры-знакомства; игры на снятие тревожности; игры на определение лидерства; игры на сплочение; игры на укрепление семейных традиций; игры в детско-родительской паре; игры-размышления, проблемные ситуации.
Приветствие. Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:
• Сказать дружно друг другу “Привет!;
• Стукнуться кулачками;
• Потереться спинками;
• Обняться.
Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие предстать родителям активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Их можно использовать как на родительских собраниях, так и при других формах организации встреч с родителями.
1. Упражнение «Апельсины»
Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».
2. «Гусеница»
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку, как танцует и. т. д.
3. «Сердце семьи» Все люди хотят быть счастливыми, жить в крепкой и дружной семье.
Ведущий вывешивает на стенде изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, «сокровища счастливой семьи». Участники записывают на сердечках, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники записывают и прикрепляют сердечки на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.
4. Упражнение «Три зеркала»
Родителям предложили в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными, во втором - большими и веселыми, в третьем - счастливыми. (Зеркалами послужили обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы). Спрашиваю у родителей :
• В какое зеркало чаще всего хочется смотреться?
В каком зеркале вы более симпатичнее?
• На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале?
Это упражнение, служит для снятия эмоционального напряжения, усталости от трудного рабочего дня.
5. Игра «Строим башню»
Для игры можно предложить любые предметы. Участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковое количество предметов и задание - построить как можно более высокую и устойчивую башню. Победителем становится та группа, чья башня самая высокая и прочная. Основная цель данной игры: «Умение сотрудничать», «Развитие коммуникативных способностей», «Как научить ребенка быть внимательным?». В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
6. Игра «Какой он – мой ребенок»
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, затем родителям предлагается на каждом пальчике записать качества характера ребенка. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подводится итог. Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
7. Упражнение «Плодородный сад»
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (стикеры, на которых педагоги пишут свои впечатления о работе, пожелания и. т. д.
- Что вы думаете о сегодняшней нашей встрече? Какие у вас предложения?
Затем яблоки развешиваются на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам в работе и пожеланиями на будущее.
Игра, являясь отдыхом, развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.