Татьяна Балтабаева
Формы передачи идей опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования на современном этапе ставит перед
педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного
формирования новых образовательных практик и распространения наиболее
успешных из них.
1. Запись. Под трансляцией (передачи) лучших педагогических практик
понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному
педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых
условиях.
Запись. Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть
Публикация «Формы передачи идей опыта» размещена в разделах
методической работы. Она предполагает представление содержания работы
по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся
приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно
свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются
оптимальными. (Читать. То есть если в процессе работы отмечаются
высокие результаты в реализации образовательной Программы, имеются
значительные достижения в воспитании и обучении, и выявлено, что эти
успехи являются результатом определённой системы использования
интересных, эффективных приёмов, положительные результаты
неслучайны и стабильны, в этом случае речь может идти об определенной
сформированной системе работы педагога, которую он может
представить в виде обобщения опыта своей деятельности).
Запись. Классификация педагогического опыта
- индивидуальный и массовый (коллективный);
- перспективный и бесперспективный;
- реальный и потенциальный;
- положительный и отрицательный;
- передовой и устаревший;
- новаторский ;
- творческий и репродуктивный;
- планомерно (целенаправленно) сформированный и стихийный.
2. Запись. Устная форма представления опыта осуществляется путем
организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об
опыте. Это может сделать методист ДОУ, руководитель ДОУ, сам
воспитатель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на
педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических
конференциях, педагогических чтениях и т. д.
3. Основными формами представления опыта работы могут быть :
печатные способы распространения ПО (публикации в газете,
брошюры и т. п. ,
информационная выставка,
оформленный доклад,
оформленное выступление на заседании методического объединения,
разработка авторских спецкурсов (мастер-классов,
авторский сайт,
блог,
брошюры,
плакаты с методической направленностью,
видеоматериалы (фильм методической направленности,
пакет документов (методические рекомендации,
выставка (виртуальная или реальная,
методическое пособие,
сборник методических материалов,
программа,
педагогический авторский проект.
- Шефство –наставничество. Пройдите по ссылке Наставничество в ДОУ (caduk.ru)
для ознакомления (чтения).
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров.
Цель наставничества в ДОУ - создание условий для профессионального роста
молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному
вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе,
поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности
и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить
информационное пространство для самостоятельного овладения
профессиональными знаниями;
совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения,
объединять вокруг традиций ДОУ.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить
личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник
должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными
способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников,
родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием
эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям,
умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен
всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию
профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в
общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его
творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем
потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению
инновационными технологиями обучения и воспитания.
НАСТАВНИЧЕСТВО - ЭТО
не дань моде и не
инновация, а
достаточно
традиционный, но при
этом эффективный
метод адаптации
педагогов к новым
условиям.
осознанный выбор
педагога: как
наставника, так и его
подопечного.
не только для молодых
педагогов, но и для
специалистов,
квалификацию которых по
различным причинам
необходимо развить.
кадровая
технология,
позволяющая
передать знания
непосредственно
на рабочем месте
в реальной
рабочей
обстановке.
В основу организации системы наставничества положены нормативные
документы:
1. Положение о наставничестве МКДОУ
2. Методические рекомендации по наставничеству
3. Приказ об организации наставничества молодого специалиста в ДОУ
4. План работы наставника на период с. по г.
- Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, например,
дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса,
различные схемы и материалы, образцы планов, конспектов и методических
разработок по разным вопросам образовательной деятельности.
- Творческие отчеты. Творческий отчет воспитателя представляет собой
один из множества вариантов аттестации. Он состоит в предоставлении
педагогом детского дошкольного учреждения, проходящего аттестационный
процесс, опыта собственной деятельности по профессии, разработанного и
испытанного на практике в период между предыдущей и нынешней
аттестацией. При этом в отчете должны иметься элементы новизны и
применения свежих, передовых методик, с тем, чтобы полученный результат
в дальнейшем можно было использовать в работе других педагогов
ДОУ. Творческий отчет воспитателя на аттестацию создается таким образом,
чтобы он мог дать возможность оценить вклад воспитателя в обучение и
воспитание дошкольников, а также в работу всего детского образовательного
учреждения.
В основу работы над документом помещаются такие способы
совершенствования деятельности педагогического коллектива, как
самоанализ, рефлексия и объективная оценка самим сотрудником ДОУ
результатов и эффективности своей профессиональной деятельности.
Первым этапом подготовки к созданию отчета является определение и
формулировка проблемы или нескольких проблем, с которыми воспитатель
столкнулся на предыдущем этапе. Началом документа становится анализ
проделанной работы и определение полученного результата, решения ранее
имевшихся задач.
В работе могут быть задействованы различные темы творческих отчетов
воспитателей, а также используются собственные или заимствованные у
коллег и творчески переосмысленные методические разработки,
оригинальные способы взаимодействия с детьми, другими сотрудниками
ДОУ и родителями. При выборе темы необходимо ориентироваться в первую
очередь на практичность, то есть, даст ли она реальный результат, который
принесет пользу другим педагогам, поможет ли в решении проблем.
Отчет правильно оформляется и дополняется пояснениями, демонстрациями,
иллюстративным материалом, а выводы подтверждаются обоснованиями.
Составные элементы творческих отчетов воспитателей ДОУ
В состав творческого отчета воспитателя о проделанной работе должны
входить следующие компоненты:
Доклад аттестуемого педагога. Он должен содержать тему, выбранную для
работы, с расшифровкой используемых методик и применяющихся систем. В
докладе должен быть четко определим профессиональный уровень педагога
и его квалификация в работе с детьми.
Учебно-методические составляющие, демонстрирующие наличие научного
обоснования проделанной работы.
Описание сути проделанной работы, анализ используемой методики с точки
зрения теории и практики, содержание, организация, метод, приемы и формы
педагогической деятельности сотрудника ДОУ.
Результаты деятельности, в каких условиях приходилось работать, с какими
трудностями столкнулись.
Период, в который проводилась работа, то есть длительность проведения
опыта воспитателем.
Демонстрация элементов уроков или занятий с воспитанниками, возможно, в
виде видеозаписи.
Показ графиков, таблиц и выкладок, полученных в результате деятельности и
иллюстрирующих результативность работы воспитателя.
Демонстрация использовавшегося наглядного и дидактического материала.
Размер документа зависит от объемов выполняемой воспитателем учебной и
воспитательной работы.
Оформление документа
Хотя отчет и выполняется в произвольной форме, основные его компоненты
должны обязательно присутствовать. В обязательном порядке должно быть
указано количество воспитанников в группе – мальчиков и девочек. Если
речь идет о младшей группе, то в отчете должны присутствовать тесты на
адаптацию детей к условиям нахождения и обучения в детском саду. Для
старшей группы в него вносятся данные об оценке готовности воспитанников
к школе. Также вносятся данные о посещении детьми различных кружков и
секций.
Дополняется документ всесторонней характеристикой детей группы с
указанием имеющихся проблем и способов их решения.
Отчет состоит из следующих разделов:
Титульный лист. Здесь обязательно должно присутствовать наименование
ДОУ, личные данные воспитателя, период, за который отвечает отчет. Если
этот документ подготавливался на аттестацию, нужно указать стаж работы,
имеющуюся квалификационную категорию и ту, на которую педагог
претендует.
Основная часть или пояснительная записка. В нее входят такие
компоненты, как введение, анализ проделанной работы и заключение. Все
части должны быть логически связанными между собой и являться
смысловым продолжением друг друга.
Прилагающиеся материалы и документы. Можно использовать любые
способы демонстрации, в том числе и современные компьютерные
технологии.
В оценке проделанной работы используются следующие критерии:
Актуальность выбранной темы, ее соответствие современным направлениям
дошкольной педагогики.
Четко обрисованная и сформулированная основная идея.
Качественный последовательный анализ своей работы и взаимоотношений с
воспитанниками.
Определение конкретных задач.
Свежие методические находки с обоснованием необходимости и полезности
их применения.
Логика в составлении документа и в изложении материала.
Культура речи педагога.
Навыки выступления на публике.
На основании полученных суммарных данных принимается решение о
качестве и успешности проделанной специалистом работы.
Творческий отчет по теме самообразования воспитателя больше внимания
должен уделять прогрессу в профессиональной деятельности педагога,
уровню его развития как личности и специалиста. В него должны входить
персональные наработки и пусть небольшие, но важные открытия в сфере
применения педагогических знаний на практике. В этом воспитателям
помогает методист, подсказывающий наиболее актуальные направления
деятельности, снабжающий методическим и дидактическим материалом,
литературой.
Творческий отчет старшего воспитателя содержит в себе обобщение всей его
деятельности в ДОУ за определенный отрезок и свидетельствует о том,
насколько хорошо в этом детском дошкольном учреждении владеют
современными методиками работы с детьми.