Анжела Волкова
Формы и приемы повышения учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.
Поэтому, работая с детьми ОВЗ я задалась вопросом: как сделать занятия с детьми более эффективным?
Основной целью данного исследования являлось изучение факторов, влияющих на формирование учебной мотивации учащихся с ОВЗ в рамках ФГОС. Целью исследования также было определение особенностей мотивации учащихся с ОВЗ и разработка рекомендаций для эффективного формирования и поддержки их учебной мотивации.
Учебная мотивация является внутренним побуждением к овладению знаниями, умениями и навыками. Обучающимся с ОВЗ может быть сложнее испытывать естественный интерес к учению, поэтому создание и поддержка их учебной мотивации играет ключевую роль в образовательном процессе.
Постоянная мотивация к учению способствует:
1. Повышению активного и глубокого освоения учебного материала.
2. Укреплению самооценки и уверенности обучающегося в своих силах.
3. Саморазвитию и самореализации личности.
4. Преодолению трудностей и препятствий.
5. Развитию жизненных и учебных целей и стратегий достижения успеха.
Роли учителей и специалистов в формировании учебной мотивации:
Учителя и специалисты имеют важную роль в формировании учебной мотивации учащихся с ОВЗ. Для достижения этой цели рекомендуется:
1. Индивидуализировать подход к каждому ученику: учителя должны адаптировать свой метод обучения к конкретным возможностям и потребностям каждого ученика с ОВЗ.
2. Помочь ученикам осознать значимость образования: учителя должны помочь учащимся понять важность получения знаний и навыков для будущей жизни и карьеры.
3. Поддерживать и поощрять учеников: учителя должны создавать положительную и поддерживающую атмосферу в классе, активно поощрять учащихся и признавать их достижения.
Взаимодействие семьи и образовательных учреждений:
Взаимодействие между семьей ученика с ОВЗ и образовательными учреждениями играет важную роль в формировании учебной мотивации. Рекомендации в этой сфере включают:
1. Обеспечение открытого и постоянного общения: школа должна поддерживать регулярное общение с родителями учащихся с ОВЗ для обмена информацией, обсуждения проблем и совместного поиска решений.
2. Проведение совместных мероприятий: организация совместных мероприятий для учащихся с ОВЗ, их родителей и педагогов поможет укрепить взаимосвязь и повысить вовлеченность всех сторон.
3. Поддержка родителей в формировании мотивации: образовательные учреждения должны предоставить информацию и ресурсы родителям учащихся с ОВЗ, чтобы они могли активно поддерживать и мотивировать своих детей в учебе.
Эти рекомендации помогут учителям, специалистам, семьям и образовательным учреждениям создать благоприятную среду и содействовать формированию учебной мотивации учащихся с ОВЗ в рамках ФГОС.
В своей работе использую следующие методы:
• методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
• методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
• беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
• методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.
• Одним из эффективных методов, носящих репродуктивный характер, является метод учебного проекта.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность.
Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения,является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
• Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
• Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
• Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
• Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
• Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения, но совершенно исключительное значение он имеет на занятиях в младших классах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.
Успешная организация урока в коррекционной школе, где обучаются дети с ОВЗ, зависит от многих факторов: хорошего знания учителем возможностей каждого ученика, обеспечения щадящего и охранительного режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Но еще урок зависит от настроения, которое начинается с того самого момента, когда наши ученики только переступают порог класса. Дети, которые обучаются в наших школах, в основном, ведомые, им свойственно подражание; поэтому нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны, в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья. С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
• Слоговые таблицы;
• Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги»,«Число-цифра» и т. д)
• Математические раскраски.
4. Задания на развитие психических процессов.
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
- конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физкультминутки и динамические паузы.
7. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока. Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактическиематериалы.
Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.
Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями.
Самой мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать, на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание.
Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения.
Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».)
Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т. д.).
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с.»; «Выполняя работу, не забудьте о.»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить.»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу.»; «Так хочется поскорее увидеть.»).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось.»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»).
Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.
Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов способствуют повышению и развитию учебной мотивации у младших школьников, укрепляют желание детей овладевать знаниями и формируют устойчивый интерес к изучаемым предметам.
1. Орешкина, А. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62378/
Библиографический список
1. Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск :Амалфея, 1998.
Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
2. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.
4. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.
5. Педагогические технологии [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.
6. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007