Мария Якина
Формы и методы взаимодействия с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы и методы взаимодействия с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольник
ов»[/b]
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Якина Мария Викторовна
Цель: Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине. Знать достопримечательности края;
Публикация «Формы и методы взаимодействия с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
- расширять у детей представления о родной стране, президенте, о флаге, гербе, гимне;
- углублять знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почетной обязанности - защищать Родину;
- показать родителям роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании;
- выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания;
- расширять кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире;
- воспитывать личность гражданина- патриота Родины.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания дошкольников
2. Формы взаимодействия с родителями
3. Методы взаимодействия с родителями
4. Выводы
5. Используемая литература
Актуальность.
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников является одной из задач детского сада, ведь детство – это самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России».
Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Поэтому работа воспитателей по нравственно -патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной НОД, нужна система воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Цель взаимодействия педагогов с родителями:
повышение уровня родительской компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания ребёнка;
объединение усилий взрослых для успешного патриотического воспитания каждого воспитанника группы (расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве, мире; патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса к её историческому прошлому и настоящему; формирование позиции гражданина своей Отчизны);
формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в совместную работу при проведении мероприятий.
Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Формы работы с родителями
1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются :
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы- акции.
информационно-аналитические- анкеты
досуговые - спортивные мероприятия
познавательные – чтение х/л, просмотр фильмов.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. (Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы).
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами
- информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины).
Наиболее успешными в работе с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию показали себя такие методы как :
Метод проектов
Метод активизации
Метод рефлексии
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся : анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации:
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
• Дайте представление о работе общественных учреждений.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей : вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линко-Пресс, 2003. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003