Инна Коноплева
Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Дошкольник не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. ребенок проявляет эмоции и чувства.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,
Публикация «Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников» размещена в разделах
- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся :
• жесты (движения рук,
• мимика (движения мышц лица,
• пантомимика (движения всего тела,
• эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса,
• вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит цель:
формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие задачи:
- воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- формировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.
Я хотела бы рассказать об одном из методов - сказкотерапия.
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают тот материал, который мы им предоставляем. Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей.
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и суперактивные живчики, и неповоротливые молчуны.
Ценность сказок в развитии личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста :
* народные сказки
* психотерапевтические сказки
* дидактические сказки
* психокоррекционные сказки
* дидактические сказки
* медитативные сказки
Хочу вас познакомить с некоторыми приёмами использования сказкотерапии.
Групповое придумывание сказки
Условия:
Первый сказочник (взрослый или ребёнок) начинает сказку одной фразой;
Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
Каждый участник должен выступить в качестве сказочника не более 3 раз;
Сказка должна иметь логический конец;
Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж, использовать приёмы аппликации и т. д.)
Направленность:
развитие произвольной памяти и внимания
развитие фантазии и воображения
развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
развитие умения слушать
совершенствование навыков изобразительного творчества.
Рассказывание сказки от имени различных персонажей
Условия:
Сказка должна быть небольшая и хорошо знакома детям;
Роль исполняемого персонажа ребёнок выбирает по желанию (не обязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете выбранной сказки) ;
Можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды и от его имени рассказать сказку;
Ведущий может помогать детям, копируя манеру поведения и интонацию голоса того сказочного героя, от имени которого идет речь;
На одном образовательном событии дети должны рассказать одну и ту же сказку от имени разных героев;
Необходимо заострять внимание детей на тех чувствах, которые испытывали герои в ходе сказочных событий
Направленность:
Обогащение речи
Развитие умения слушать друг друга
Раскрепощение, снятие эмоциональных зажимов
Выработка умения децентрироваться (встать на место другого, прочувствовать его состояние и понять причины его поступков, увидеть мир «чужими» глазами)
Развитие артистизма
Перевоплощение
1 способ «Перевоплощение в животных и птиц»
Условия:
Педагог предлагает детям персонаж перевоплощения
Дети перевоплощаются в сказочных, выдуманных персонажах
Дети самостоятельно выбирают и воплощают образ перевоплощения
Направленность:
«Разрядка» (снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения)
Развитие воображения и чувства свободы
Тренировка различных групп мышц, умения чувствовать своё тело
Улучшение взаимодействия детей и взрослого
2 способ «Перевоплощение в камень»
Условия:
Педагог предлагает детям подвижные игровые действия
Используя звуковой сигнал предлагает детям быстро принять неподвижную позу
Взрослый может принимать активное участие в игре
3 способ «Перевоплощение в единое целое»
Условия:
Используется в волшебных сказках, в которых существует отрицательный герой
Педагог предлагает детям сплотится, чтобы победить отрицательного героя
Способы сплочения дети могут выбирать сами
Направленность:
Формирование групповой энергии (сплочение детей, ощущение общего важною дела, ребенка чувство ответственности за общее дело и ощущение себя частью целого)
Позитивное влияние на бессознательные чувства ребенка (развитие чувства уверенности и защищенности)
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В деятельности происходит интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
В совместной деятельности у дошкольников :
* формируется умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, навыки саморегуляции;
* формируются социальные навыки;
* совершенствуются волевые качества;
* улучшается связная речь, и обогащается словарный запас;
* формируется потребность детей в самовыражении;
* снижается уровень негативных эмоционально-личностных проявлений;
* наблюдается снижение мышечного напряжения, возникающие при осуществлении произвольных движений в ходе работы;
* улучшаются коммуникативные качества.
В результате рассказывания сказок у детей снижается уровень агрессии, тревожности, страха, неуверенности, поднимается самооценка.