Наталья Николаевна Платонова
Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно глобальная проблема с которой сталкиваются педагоги и психологи, и конечно сами дети – это самоопределение в старшем школьном возрасте, профориентация. Педагоги и психологи всего мира пытаются решить эту проблему, предоставляя детям и их родителям ряд программ и проектов, позволяющих, определить профессиональные интересы детей и выработать стратегию обучения, в России это такие проекты как «Билет в будущее» (Мин. просвещения, «Россия – мои горизонты», сотрудничество с колледжами профессионального образования, с высшими учебными заведениями и многое другое.
Казалось- бы выбор есть, но сделать его ребенку по-прежнему очень трудно, почему же?
В проводимом мною исследовании, я вынесла предположение, что проще всего дать ребенку возможность вспомнить к чему он стремился в детстве, в том нежном возрасте, когда целая армада советов, поучений, примеров, информации и моды еще не свалилась на голову юного человека!
Исследуя особенности дошкольного возраста, я выяснила, что отчетливее всего таланты и интересы детей видны в возрасте 2-4 лет, в это время дети еще преимущественно живут в своем аутентичном мире, а навязанные взрослыми ценности еще не укрепились в их сознании.
В играх, игровых занятиях, элементарной трудовой деятельности, посредствам знакомства с произведениями художественной литературы в дошкольных учреждениях можно и нужно проводить работу по ознакомления с миром профессий, формировать предпосылки к дальнейшему профориентированию.
Как говорится в крылатой фразе «Устами младенца – глаголит истина!»
И нужно постараться не упустить возможность открытия этой истины в детстве!
А теперь, обо всем по порядку…
Вот человек, родился, окреп и пришел в детский сад (возможно остался на домашнем воспитании, он еще совсем маленький и не знает, что такое профессии, не думает об этом, его увлекают игры с предметами, чтение потешек, наблюдения.
Но со временем, кругозор малыша расширяется, и он уже может похвастаться элементарными знаниями о профессиях, таких как врач, пожарный, полицейский.
Вероятно, он уже знает кем работают его родители.
Но именно в промежутке между этими двумя состояниями есть период, когда ребенок выбирает какую- то конкретную деятельность, которая его особенно увлекает и доставляет ему колоссальное удовольствие!
Например, я наблюдала, как один мальчик в 3 года очень любил строить из конструктора, и несмотря на недостаток умений и знаний, всегда старался довести дело до конца. Как правило этот вид деятельности увлекает ребенка снова и снова, и становится частью его ежедневных привычек.
Кого- то увлекают наряды, кого -то забота о слабых, кто- то постоянно играет в дочки матери, а кто-то предпочитает рисовать. Конечно, это могут быть и фрагменты домашнего воспитания, но все - таки естественные потребности и интересы ребенка, тут лидируют.
В процессе занятий по развитию речи и ознакомления с окружающим миром так же можно проводить всевозможные мероприятия и игры, направленные на профессиональную ориентацию детей в будущем, например, интервью «Кем я стану, когда вырасту!», такие видео зарисовки, мы дарили ребятам на память, для того чтобы у них была возможность просматривать при необходимости и желании.
Как показала практика, яркие воспоминания и ситуации, случившиеся с детьми в дошкольном детстве, остаются в памяти на всю жизнь! Поэтому, чем ярче будут проходить игры и занятия, в том числе направленные и на выбор будущей профессии, тем легче взрослому человеку будет сделать правильный выбор в будущем!
Федеральный государственный стандарт предлагает педагогу поддерживать инициативу детей. И это прекрасно, ведь именно через инициативность, а не принуждение, потенциал каждого маленького человека может раскрыть. Как часто мы слышим от студентов Высших учебных заведений, что учеба не интересна и не понятна, так как не они выбирали свой путь, а родители или кто- либо еще. Так вот поддержка инициативы детей в дошкольном детстве, и в последствии сохранение этого приоритета на всех остальных ступенях образования, в значительной степени увеличит возможность принятия самостоятельных решений школьниками, и как следствие принятия всех последствий своих, а не чужих решений!
В моей работе, я максимально стараюсь реализовать этот принцип, через творчество, мобильность (проект «Пространство без границ», и конечно же игру! Трансформируемая среда в дошкольном учреждении, несомненно очень помогает в постановке и достижении наших с детьми и их родителями общих целей и задач. Дети не просто могут легко организовать сюжетно- ролевую игру, включающую в себя, в том числе и знакомство с профессиями, но что не менее маловажно, у них формируется понятие своей причастности ко многим процессам, которые происходят вокруг них ежедневно, полезные привычки и навыки по самообслуживанию и трудовому воспитанию.
Таким образом, в заключении своей статьи, хочу пожелать нашим детям найти во взрослом возрасте свою истинную профессию, а взрослым только помогать им в этом!