МААМ-картинки

Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве

Наталья Николаевна Платонова
Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы

Как известно глобальная проблема с которой сталкиваются педагоги и психологи, и конечно сами дети – это самоопределение в старшем школьном возрасте, профориентация. Педагоги и психологи всего мира пытаются решить эту проблему, предоставляя детям и их родителям ряд программ и проектов, позволяющих, определить профессиональные интересы детей и выработать стратегию обучения, в России это такие проекты как «Билет в будущее» (Мин. просвещения, «Россия – мои горизонты», сотрудничество с колледжами профессионального образования, с высшими учебными заведениями и многое другое.

Казалось- бы выбор есть, но сделать его ребенку по-прежнему очень трудно, почему же?

В проводимом мною исследовании, я вынесла предположение, что проще всего дать ребенку возможность вспомнить к чему он стремился в детстве, в том нежном возрасте, когда целая армада советов, поучений, примеров, информации и моды еще не свалилась на голову юного человека!

Исследуя особенности дошкольного возраста, я выяснила, что отчетливее всего таланты и интересы детей видны в возрасте 2-4 лет, в это время дети еще преимущественно живут в своем аутентичном мире, а навязанные взрослыми ценности еще не укрепились в их сознании.

В играх, игровых занятиях, элементарной трудовой деятельности, посредствам знакомства с произведениями художественной литературы в дошкольных учреждениях можно и нужно проводить работу по ознакомления с миром профессий, формировать предпосылки к дальнейшему профориентированию.

Как говорится в крылатой фразе «Устами младенца – глаголит истина!»

И нужно постараться не упустить возможность открытия этой истины в детстве!

А теперь, обо всем по порядку…

Вот человек, родился, окреп и пришел в детский сад (возможно остался на домашнем воспитании, он еще совсем маленький и не знает, что такое профессии, не думает об этом, его увлекают игры с предметами, чтение потешек, наблюдения.

Но со временем, кругозор малыша расширяется, и он уже может похвастаться элементарными знаниями о профессиях, таких как врач, пожарный, полицейский.

Вероятно, он уже знает кем работают его родители.

Но именно в промежутке между этими двумя состояниями есть период, когда ребенок выбирает какую- то конкретную деятельность, которая его особенно увлекает и доставляет ему колоссальное удовольствие!

Например, я наблюдала, как один мальчик в 3 года очень любил строить из конструктора, и несмотря на недостаток умений и знаний, всегда старался довести дело до конца. Как правило этот вид деятельности увлекает ребенка снова и снова, и становится частью его ежедневных привычек.

Кого- то увлекают наряды, кого -то забота о слабых, кто- то постоянно играет в дочки матери, а кто-то предпочитает рисовать. Конечно, это могут быть и фрагменты домашнего воспитания, но все - таки естественные потребности и интересы ребенка, тут лидируют.

В процессе занятий по развитию речи и ознакомления с окружающим миром так же можно проводить всевозможные мероприятия и игры, направленные на профессиональную ориентацию детей в будущем, например, интервью «Кем я стану, когда вырасту!», такие видео зарисовки, мы дарили ребятам на память, для того чтобы у них была возможность просматривать при необходимости и желании.

Как показала практика, яркие воспоминания и ситуации, случившиеся с детьми в дошкольном детстве, остаются в памяти на всю жизнь! Поэтому, чем ярче будут проходить игры и занятия, в том числе направленные и на выбор будущей профессии, тем легче взрослому человеку будет сделать правильный выбор в будущем!

Федеральный государственный стандарт предлагает педагогу поддерживать инициативу детей. И это прекрасно, ведь именно через инициативность, а не принуждение, потенциал каждого маленького человека может раскрыть. Как часто мы слышим от студентов Высших учебных заведений, что учеба не интересна и не понятна, так как не они выбирали свой путь, а родители или кто- либо еще. Так вот поддержка инициативы детей в дошкольном детстве, и в последствии сохранение этого приоритета на всех остальных ступенях образования, в значительной степени увеличит возможность принятия самостоятельных решений школьниками, и как следствие принятия всех последствий своих, а не чужих решений!

В моей работе, я максимально стараюсь реализовать этот принцип, через творчество, мобильность (проект «Пространство без границ», и конечно же игру! Трансформируемая среда в дошкольном учреждении, несомненно очень помогает в постановке и достижении наших с детьми и их родителями общих целей и задач. Дети не просто могут легко организовать сюжетно- ролевую игру, включающую в себя, в том числе и знакомство с профессиями, но что не менее маловажно, у них формируется понятие своей причастности ко многим процессам, которые происходят вокруг них ежедневно, полезные привычки и навыки по самообслуживанию и трудовому воспитанию.

Таким образом, в заключении своей статьи, хочу пожелать нашим детям найти во взрослом возрасте свою истинную профессию, а взрослым только помогать им в этом!

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Воспоминания о детстве» Детство – это уникальный период в жизни человека. Проработав воспитателем много лет, я особенно понимаю это. Детство - это что-то такое.

Беседа с родителями школьников «о том, как опасно хулиганить в детстве и как это может отразиться во взрослой жизни» Не секрет, что в детстве очень нравится шутить, шалить и хулиганить. Порой, на первый взгляд, безобидная шутка, по мнению ребёнка, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве
Опубликовано: 16 января 2025 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Платонова (УИ 3523204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД