Горшенина Галина Викторовна
Формирование у ребенка навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у ребенка навыков самообслуживания
в младшем дошкольном возрасте.
Подготовила Горшенина Г. В.
воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида №179»
Формирование у ребенка навыков самообслуживания
в младшем дошкольном возрасте
(из личного опыта семьи Горшениных)
Публикация «Формирование у ребенка навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, умываться, самостоятельно принимать пищу и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Некоторые родители зачастую делают все за детей, объясняя это тем, что торопятся или считают своих детей все еще маленькими. Начиная с 3-4 лет у ребенка складывается сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. Вы, наверное, часто слышали от своих детей «Ясам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!» Ребенок начинает верить в свои возможности. В этот момент мы и должны их поддержать. Нужно помнить, что семья- первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Научить детей быть самостоятельными в самообслуживании не так просто, это очень кропотливая работа. Необходимо продумать все мелочи, ведь большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, дополнительное оборудование и его правильное размещение, личный пример всех членов семьи, систематичность требований и т. д.
Вот как это делаем мы в нашей семье:
• Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, мы объясняем, как это следует делать поэтапно. Затем постоянно упражняем их в этом.
• Создали условия: разместили вешалку для верхней одежды в доступном месте и в соответствии с ростом ребенка; выделили индивидуальные полки для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, бантов и резинок, постоянное место для хранения пижамы.
• Одежду и обувь выбираем удобную для одевания самим ребенком.
(продумываем выбор застежек, горловин на кофтах, выбираем застежки-липучки для обуви, свободные резинки на юбках, трусиках и колготках, шортах)
• Приобрели подставку под ноги для удобства пользования краном в ванной и на кухне. Имеется постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки и стаканчика.
• Мы помним, что основная деятельность детей – игра. Стараемся приобретать или делать сами игры для того, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании
(для кукол сшили платья и связали кофточки с пуговицами и кнопками, купили игры «Шнуровка», «Мозаика», пазлы для развития мелкой моторики). Разрешаем наряжаться в любые вещи (свои и сестренок).
• Просим помочь в сервировке стола, особенно праздничного.
• Приучаем следовать правилу «У каждой вещи - свое место»
• Все члены семьи стараются своим личным примером показать важность выполнения определенных действий, правил для сохранения порядка в доме.
• Не забываем хвалить ребенка за каждую даже самую маленькую удачу на пути освоения трудовых умений. Не торопимся помогать дочке, даем возможность совсем справиться самой.
Помните, что труд должен приносить радость ребенку. Поэтому не надо упрекать ребенка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние. И повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.