Татьяна Железникова
Формирование у дошкольников основ информационной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Формирование у дошкольников основ информационной культуры. "
План:
1. Понятие и задачи информационной культуры.
2. Формы знакомства детей с информационной культурой.
3. Преимущества внедрения информационной культуры детям дошкольного возраста.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, под которой можно понимать оптимальные способы обращения с различными данными, информацией и представление их человеку для решения теоретических и практических задач;
Публикация «Формирование у дошкольников основ информационной культуры» размещена в разделах
Информационная культура- совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и полученными данными, а также умение воспользоваться необходимыми сведениями для грамотной подачи информации, её обработки.
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. В детских садах с детишками начинается раннее знакомство с информационной культурой посредством наглядного восприятия в сопровождении технических средств.
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой с ранних лет жизни. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим:
ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ : (к ним относится) :
1) Способность получения сведений из разнообразных источников (будь то печатное издание или ссылка в интернете).
2) Владение навыков анализа обработки информации.
3) Способности работать с данными любого формата.
4) Обеспечение учебно-воспитательного процесса.
То есть – главная задача - умение грамотного применения технических устройств как в работе, так и в повседневной жизни.
Вопрос №2 Формы знакомства детей с информационной культурой.
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то основным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Педагогам ДОУ использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет быстрее достичь намеченной цели во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. В связи с этим использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
В дошкольных учреждениях выделяют разные виды деятельности с использованием Информационных коммуникационных технологий:
• деятельность с мультимедийной поддержкой.
Для проведения такой организованной деятельности необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать организованную или совместную деятельность эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Диагностическая деятельность.
Для проведения такой деятельности требуются специальные программы, что не особо распространенно. Альтернативным вариантом является показ детям мультфильмов познавательного характера, способствующих развитию мыслительной деятельности.
Деятельность с компьютерной поддержкой.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество компьютерной техники и хороших программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Комплекс критерий, которым удовлетворяет компьютерное сопровождение, развивающие программы для детей:
• исследовательский характер,
• легкость для самостоятельных занятий ребенка,
• развитие широкого спектра навыков и представлений,
• высокий технический уровень,
• возрастное соответствие,
• занимательность.
Преимущества перед традиционными средствами обучения при внедрение информационных технологий в образовательный процесс в ДОУ:
• применение компьютерных средств позволяет моделировать определенные жизненные ситуации, которые ребенок не может увидеть в своей повседневной жизни;
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у детей и желание работать дальше;
• применение компьютера несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать;
применение компьютера позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребенок не может увидеть в своей повседневной жизни.
• применение компьютера предоставляет возможность индивидуализации обучения, одновременно с этим, в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в своих силах;
Всё это создаёт условия, для эффективного формирования элементов информационной культуры у детей дошкольного возраста.
Но для того, чтобы использование ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками стало эффективным нужно соблюдать следующие условия:
• для организации работы с дошкольниками в ДОУ необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, фото и видео технику, экран или мобильный класс, а также компьютерные обучающие, коррекционные и диагностические программы. Всё это позволит на более высоком уровне организовывать образовательную деятельность,
• очень важное соблюдать условия для сбережения здоровья дошкольника : По требованиям СанПиНа детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Для детей 5-7лет деятельность с использованием компьютера не более 10-15 минут и не чаще 3-4 раза в неделю. В занятия очень важно включать игры направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений (во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые1.5-2 мин. На несколько секунд, также очень важна и смена деятельности во время проведения занятия. При использование мультимедийного проектора, во время проведения фронтальных занятий, расстояние от экрана до стульев должно быть не менее 2-2.5 метров,
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности,
• Обязательно при работе с компьютером, для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения состава воздуха необходимо: влажная уборка до и после занятий и проветривание.
Заключение: таким образом, информационная культура становится неотъемлемой частью всестороннего развития современного дошкольника. Компетентность педагога, эффективно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ, взаимодействие с родителями – все это необходимые факторы развития у дошкольников умения находить, воспроизводить и использовать информацию.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что формирование информационной культуры поколения, входящего в XXI век, является социальным заказом нового общества. Эту задачу необходимо решать современному образованию, развивая у сегодняшних детей основы информационной культуры, учитывая при этом возрастные и психологические особенности, сохраняя психическое и физическое здоровье.