Клочкова Галина Игоревна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования в подготовительной группе.
Этап - теоретический
Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1. Изучение нормативных документов:Закон РФ «Об образовании».Конвенция о правах ребенка ФГОС ДО. Семейный кодекс. Интернет-ресурсы В течение года
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов,посещение муницыпальных МО. В течение года
3. Изучение методик технологий педагогов в Интернете. В течение года
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
4. Оформление и пополнение картотеки мнемодорожек и мнемотаблиц.
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
В течении года
5. Участие в работе районного МО воспитателейПосещение занятий. Мастер-классы.
Семинары. В течении года
6. Самоанализ проделанной работы Апрель
7. Отчет о проделанной работе Май
8. Планирование деятельности и перспектив развития Июнь - август
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование;
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
4. Ознакомиться с инновационными методиками.
5. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
6. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
7. Провести мастер-классы для родителей на темы : Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей
8. Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: "Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей ".
9. Дополнить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Прогнозирование результата:
Владение теорией и практикой использования мнемотехники в развитии связной речи на развитие детей. Высокий уровень педагогических возможностей по данной теме. Достигнутая цель в развитии организаторских способностей в работе с детьми.
Литература :
1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание. – 1990. – №10
2. О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
6. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. ; Эксмо, 2006г.
7. 2003г. спользование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г.
8. Рзвитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
9. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
План работы на 2021 – 2022 уч. г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
сентябрь Рассматривание картины «Кошка с котятами» Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;
Формировать умение подбирать мнемоквадраты с описанием внешнего вида.
Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т. д)
октябрь Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».Кукольный театр. Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.
ноябрь Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» Продолжать формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы;
Развивать навыки диалогической речи.
декабрь составление описательного рассказа по картине «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.
январь Рассказывание по набору предметов. Упражнять:
в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;
упражнять в образовании названий посуды.
февраль Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;
тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.
март
Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. Обогатить и уточнить:
- представление о транспорте;
- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.
Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.
апрель составление описательного рассказа по картине «Весна». Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.
май Беседа о птицах, составление описательного рассказа. Обогатить и уточнить:
- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц;
Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.
Работа с родителями
сентябрь Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», Индивидуальные консультации
октябрь «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» Родительское собрание.
ноябрь «Использование мнемотехники в работе с детьми» Памятка для родителей
декабрь Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей. Мастер-класс
Январь "Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей ". Провести конкурс совместно родители вместе с детьми.
февраль-
март Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком. Индивидуальные консультации
апрель «Мнемотехника в помощ мамам и папам» Буклет
май «Благодарственное письмо родителям» и медали детям «За стремление к знаниям» Поощрение родителей и детей
Работа с педагогами
октябрь «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» консультация
ноябрь «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» презентация
декабрь «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников» буклет
январь Консультация «Использование мнемотехники в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» консультация
март «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс
май Отчёт по теме самообразования «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
отчет