Оксана Карпова
Формирование у детей привычки к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей привычки к ЗОЖ
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину - от образа жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст.
В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогами, и родителями через внедрение способов и средств профилактики заболеваний.
Воспитание здорового ребенка - одна из главных задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Формирование у детей привычки к ЗОЖ» размещена в разделах
Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности влиянию телевизионной рекламы.
В этой ситуации возрастает роль детского сада как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Речь идет о валеологическом образовании детей. Валеология - это наука о здоровье человека. А к здоровью применимо слово культура. Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет человеку осуществлять любой вид деятельности. Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни.
Какие же функции выполняет валеологическая культура здоровья в развитии ребенка-дошкольника?
• Помогает ребенку усвоить условия окружающей среды,
ориентирует в ценностях группы, коллектива в которые попадает
ребенок. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода проявления его индивидуальности;
• Дает возможность понять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми;
• Позволяет ребенку реализовать себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие;
• Дает возможность увидеть и понять свою уникальность, индивидуальность.
Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи себе и другим.
Так какой же он - валеологически культурный ребенок дошкольного возраста?
Прежде всего это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Это ребенок, который проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может объяснить их. Ребенок имеет устойчивые представления о человеке, внешнем виде, о ярких эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье, об особенностях своего здоровья. Знает правила культурного поведения в обществе, опасные и безопасные ситуации и как себя вести в случае их возникновения. Умеет элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания; самостоятельно правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом, самостоятельно выполнять несложные физические упражнения. Разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья. При играх соблюдать правила безопасного поведения.
Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать ее целиком, застегивать пуговицы на пальто и т. д. А ведь ему предстоит идти в школу! Кто будет следить за всем в течение дня?
И вот не успел пойти в школу, а уже начались болезни. И, конечно, за этим - отставание в учебе или большие нагрузки, чтобы наверстать пропущенный материал.
Предлагаем несколько советов о том, как проявлять заботу о здоровье ребенка.
Развитие движений. Не напрасно движение называют скульптором человеческого тела и главным гарантом не только физического, но и умственного развития человека.
Ребенку свойственно много двигаться. Но для родителей комфортнее спокойный малыш. Вы часто требуете от него «взрослого» поведения, взрослой сдержанности, не понимания, что это должно настораживать, ведь такое поведение противоестественно и вредно.
Ж. Ж. Руссо говорил: «Вам не удастся создать мудрецов, если будете в детях убивать шалунов».
А как полезны для физического и нравственного здоровья детей совместные подвижные игры: догонялки, прятки, соревнования в скорости бега, прыжках, игры в мяч. Сколько радости доставит ребенку обыграть вас. И организм укрепляется, и положительные эмоции делают жизнь счастливой.
Наибольшую пользу оказывает систематическая физзарядка. Она же приучает ребенка к самодисциплине и самоорганизации.
Закаливание организма. Могут быть разные методы закаливания: обтирания, обливания, воздушные процедуры. Нужно только определить, какой вид закаливания подойдет вашему ребенку.
Пока малыш маленький, его, действительно, закаливают: он спит зимой на балконе, ему устраивают воздушные ванны. Но чем старше он становится, тем меньше внимания родители уделяют закаливанию. Начинают кутать детей, беречь от холода. А врачи советуют не бояться холода как источника болезней. Простудные болезни бывают от микробов, а не от холода.
Питание. Это еще один из факторов здоровья. Чем, как и когда кормить ребенка, чтобы с пищей он получил все необходимое для роста и правильного развития, - эту информацию можно получить у мед, сестры.
Но как бы много мы не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, пока мы не подключим к этому процессу самого ребенка. И пусть вас не волнует, что он еще мал. Он может многое сделать для самого себя. Нужно только научить его этому.
Прежде всего, важно, чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, а это значит, что он не только будет знать о своих возможностях и способностях, но и сможет управлять своим телом, чувствами и поступками.
Знает ли ребенок о своих органах чувств, их роли в его жизни и способах охраны их?
С ранних лет мама, бабушка играли с ним в «Сороку - ворону», после чего просили показать глазки, носик, ротик. Читали сказку про Красную Шапочку, где спрашивали у волка: «Бабушка, зачем тебе такие большие уши?.» К шести годам ребенок может ответить на простые вопросы об органах чувств.
Можно, не вдаваясь в глубины анатомии и физиологии человека, рассказать детям об устройстве органов чувств и частей тела.
А вот на прогулке хорошо организовать шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колени, стань маленьким, низкого роста, стань большим. Выполняя эти упражнения, дети смогут понять, зачем нужны локоть, колено, пальцы на ногах.
Очень полезно будет с ними поговорить о людях, которые в силу каких - то причин лишились отдельных частей тела, органов чувств. Такие разговоры помогут воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. Эти беседы полезны и для обоснованного разговора о важности беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.
Старшему дошкольнику можно рассказать о назначении и функционировании внутренних органов: о сердце, легких, желудке. Эти жизненно важные органы не видны, но человек их чувствует. «Побегай, попрыгай, а теперь послушай, как бьется твое сердечко, как ты дышишь. А куда девается пища, которую ты глотаешь?» Такие задания способствуют тому, что ребенок прислушивается к себе и понимает, что с ним происходит.
Детям интересно сравнивать себя с животными. Чем мы похожи, а чем отличаемся? Глаза есть и у человека и у животного - этим мы похожи. Но есть отличия, как по внешнему виду, так и по возможностям: глаза орла более дальнозоркие, а кошка может видеть в темноте. Зато глаза человека распознают оттенки цветов.
Очень важным органом у человека и животных является ухо. Оно служит для улавливания и различения звуков. Уши - большие труженики, они работают всегда, даже когда мы спим. А вот у древних людей уши могли двигаться в разные стороны - опасность подстерегала их со всех сторон и нужно было всегда быть начеку. Летучие мыши, дельфины, киты считаются «чемпионами» слуха. А ежик слышит так хорошо, что ни одно насекомое не проползет мимо него.
Сравнивая животное с человеком, главное - подвести к важной мысли.
А мысль такова - хотя животные и превосходят человека в возможностях их органов чувств, но человек умеет думать, и поэтому он изобрел такие приборы, которые ему помогают видеть, как кошка,
Слышать, как ежик.
Человек умеет сдерживать свои чувства - не заплакать, если больно, может засмеяться. А животное этого не умеет.
На самом деле ребенку очень трудно управлять собой, сдерживать смех или слезы. Волевые качества, основанные на процессе торможения, развиты еще плохо. Но, по мнения психологов, у большинства дошкольников завышенная самооценка. Пусть это поможет ребенку приобрести одно очень важное качество - веру в себя, в свои возможности, в свой организм.
А для того чтобы он был крепким и здоровым, необходимо правильно расходовать его потенциал, ведь организм человека требует смены деятельности, чередования труда и отдыха. Поищите вместе с ребенком ответы на вопросы: зачем нужен сон, почему нужно отдыхать, почему это важно для маленького ребенка.
Важно так организовать жизнь ребенка, чтобы он постоянно был занят различными делами. Не спешите ругать его, если он отказывается что - то делать, ссылаясь на усталость. Попытайтесь поразмышлять вместе с ним, что может произойти хорошего и полезного в результате труда или какого то дела. Но перегружать его не стоит, это вредно для растущего организма.
Можно вместе с ребенком составить его режим дня и приучать еще до школы выполнять его. Режим организует жизнь, приучает к порядку, к усвоению последовательности действий, к ответственности.
Ученый Н. М. Амосов рассматривает физическое здоровье человека в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым - очень важно быть счастливым».