Мария Сергеевна Вятлева
Формирование творческих способностей детей в младшем дошкольном возрасте посредством конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Антон Семенович Макаренко отметил актуальность конструирования еще в ХХ веке, он подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру»
Публикация «Формирование творческих способностей детей в младшем дошкольном возрасте посредством конструктивной деятельности» размещена в разделах
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение отдается дошкольному образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Поэтому ФГОС дошкольного образования направлен на решение такой задачи, как: «…Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…». А конструирование, является неотъемлемым элементом развития творческих способностей ребенка. Что ярко отражено в программе «Развитие» Л. А. Венгера, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении.
Одной из главных задач которой является: развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать свои замыслы»
Ирина Станиславовна Семененко – ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук, в своей статье «От человека 2000-х к поколению 2030-х» писала: «На исходе третьего десятилетия нынешнего века в активную жизнь вступит рождающееся сегодня новое поколение. В развитых обществах люди, ориентированные на социальное творчество, будут составлять в среде этого «поколения-2030» массовый слой — так называемый креативный класс. Это представители новых профессий и генераторы социальных практик, люди, способные обновлять и наращивать свой творческий потенциал и эффективно использовать его как ресурс общественного развития. Группы «социальных инноваторов» в его составе — это лидеры, мотивированные на решение социально значимых проблем, открытые для диалога, отдающие предпочтение нематериальной мотивации своей деятельности» Таким образом решая задачи ООП и ФГОС ДО мы создаем фундамент для компетенций 2030
Для общего понимания содержания нашей работы, остановлюсь, на особенностях программы «Развитие» Л. А. Венгера, которая
направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми.
Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время – это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.
Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Основной путь развития способностей - это постоянный переход от внешних действий с условными заместителями (схемами, моделями, символами) к действиям в уме. Как правило, дети сначала выполняют новые для них действия вместе с взрослыми, затем с другими детьми и, наконец, самостоятельно. На слайде вы видите пример условных заместителей, с которыми дети начинают работать со среднего возраста.
Условно, в зависимости от задачи, возникающей у человека по отношению к окружающей действительности, способности можно разделить на три вида: умственные, коммуникативные и регуляторные. Умственные-для взаимодействия с объектным миром, коммуникативные - для взаимодействия с людьми и регуляторные - для регулирования своего поведения и деятельности. Умственные способности могут быть разделены на познавательные и творческие.
В программе «Развитие» развитию творческих способностей ребенка уделяется большое внимание и значительное место отводится детскому конструированию как деятельности продуктивной, т. е. направленной на определенную цель: развитие творческих способностей, через создаваемый продукт. Эта деятельность заключается в выполнении конструктивных задач на моделирование реальных объектов, т. е. на воспроизведение их свойств и структурных особенностей в постройках.
Программа предусматривает организацию деятельности детей с объемными деревянными строительными деталями простой геометрической формы, где все детали соразмерны кубу. Создание построек из такого материала - деятельность, способствующая развитию творчества ребенка.
Основные направления работы, связанной с развитием творческих способностей, представлены в форме применения в конструировании действий с определенным видом средств:
Первое это: создание условий для развития у детей действий соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных отношений с реальными предметами для выделения в них этих свойств. В качестве эталонных средств используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, а также графические изображения этих деталей. Развивается главным образом восприятие. Чертить проекции дети начинают со среднего возраста. На данном слайде ребенок старшего возраста чертит проекцию.
2. Второе действие, организация действий замещения и моделирования. Они осуществляются в двух формах : предметной и графической. Предметные модели объектов, по существу, создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей. Кроме предметных моделей, в конструировании используются графические модели (схематические изображения предметов, дающие более абстрактное и обобщенное представление об их свойствах. С такими моделями дети начинают работать в среднем дошкольном возрасте.
3. Третье действие, организация условий для творческого построения конструкций, создаваемых детьми по собственному замыслу, в том числе с использованием литературных и музыкальных произведений и символических средств. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании.
4. Четвертое действие, применение в конструировании речевых средств. В процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения.
Другой важной задачей программы является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования (соединение деталей, расположение их в пространстве) и графического изображения предметов и построек в виде простейших схематических рисунков. В помощь воспитателям и детям предлагаются специальные трафареты с прорезями (окошками, которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. В процессе такого изображения у детей формируются точные графические действия и глазомерный контроль за движением руки, т. е. координация движений руки и глаза. (со среднего возраста) Данный материал ребенок активно может использовать в самостоятельной деятельности, создавая продукт по собственному замыслу, развивая творческий потенциал.
В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) дети осваивают действие практического моделирование предметов, для этого создается специальная среда:
• Деревянный конструктор «Развитие» для образовательных ситуаций, а так же наличие разных видов конструктора для самостоятельной деятельности;
• Предметы-заместители;
• Схемы построек в младшем возрасте мы не используем, мы используем следы построек, на которые накладываем соответствующую графическому изображению деталь;
• Предлагаю детям разные игровые поля: тематические и обычные кусочки ткани;
• Фото реальных объектов;
• Литературные и музыкальные произведения;
• Игрушки для обыгрывания
Программа предусматривает использование в работе с детьми две основные формы работы :
I. Образовательная ситуация и II. Самостоятельная деятельность
Прямая образовательная деятельность для решения разных задач делится на следующие виды:
1. Обучение детей конструированию по показу способа построения, здесь можно использовать следы построек. Как можно формировать творчество в данном виде? В данном виде обогащается опыт ребенка. Если ребенок этот опыт переносит в самостоятельную деятельность, тогда начинают формироваться предпосылки к творчеству.
2. Обучение детей конструированию по образцу постройки (основной вид задания для данной возрастной группы) В данном виде необходимо давать больше самостоятельности. Предоставлять достаточного времени для обследования постройки и терпеливо ждать самостоятельного воспроизведения постройки. Только тогда ребенок захочет вернуться к игре с конструктором в самостоятельной деятельности. А самостоятельность первый шаг к творчеству.
3. Обучение детей конструированию по словесно и наглядно означенным требованиям к продукту («конструирование по условиям») На нашем возрасте это диагностические срезы. Когда предоставляется возможность в совокупности продемонстрировать полученный опыт на образовательных ситуациях и проявить творчество в полной мере.
4. Обучение детей конструированию по замыслу (творческие задания) :это конструирование по собственному замыслу; символическое изображение предмета, персонажа, ситуации; дополнение незавершенных конструкций; перестройка образца. Сейчас дети 4-года жизни создают постройки под впечатлением музыкальных произведений. Я предлагаю детям послушать музыку, затем вовлекаю детей в разговор о прослушанной мелодии: «Какая была музыка: тихая, спокойная, плавная или громкая, веселая, ритмичная. Предлагаю построить под музыку, что им захочется.»
Самостоятельная деятельность детей - это неотъемлемая часть нашего образовательного процесса. В утренний отрезок детям предоставляется час игры, где они делают свой выбор. И многие выбирают конструирование. И в вечернее время дети активно включаются в конструктивную деятельность.
Дети любят строить объемные постройки для игрушек, отражают полученный опыт, развивают творческие способности.
Функционал педагога, заключается в следующем:
Во первых, это прямое взаимодействие с детьми, когда мы рассматриваем, анализируем предмет, детали конструктора, вместе строим, обыгрываем.
Во вторых, это наблюдение за конструированием по замыслу, обсуждаем, что построили, какие детали использовали
В третьих, готовлю среду для диагностических срезов, которые проводит старший воспитатель, наблюдаю за творческим процессом детей.
И конечно же, фиксирую результаты в плане: отмечаю каких результатов добились и над чем еще следует поработать, с кем из детей необходимо проводить индивидуальную работу.
Подводя итоги можно сделать следующий вывод:
Конструктивная деятельность способствует развитию
• Творческих способностей
• Высокой познавательной активности
• Самостоятельности и инициативности детей
• Расширению знаний о предметном мире.
И интегрируется во всех 5 образовательных областях. Детям очень нравится конструировать и после каждой образовательной ситуации полученный опыт отражают в своих творческих постройках.