Екатерина Киселева
Формирование социально-трудовой компетенции учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование социально – трудовой компетенции учащихся
коррекционной школы на уроках швейного дела"
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились и на образовании, воспитании подрастающего поколения. Перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача формирования социально-трудовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Формирование социально-трудовой компетенции учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела» размещена в разделах
Основная цель трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Компетенция- это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Для формирования у учеников социально-трудовых компетенций, мне как учителю необходимо:
Дать определенную сумму знаний.
Идти от простого к сложном
Создать атмосферу увлеченности.
Стремиться к созданию ситуационного успеха.
Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.
Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.
Социализирующие задачи для развития социально-трудовых компетенций
• развитие психических функций учащегося;
Приведу пример: Ученица 5 класса «боялась» включать, выключать утюг, боялась обжечься. Мы включали утюг вместе, девочка гладила ткань под моим присмотром каждый раз в течение некоторого времени. Хвалила, что уже получается, напоминала, как работать,что бы не обжечь руку, что умение гладить пригодится в дальнейшем. Через неделю ребенок гладил уже самостоятельно.
• формирование начальных общетрудовых навыков (подготовка и организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности, формирование основных трудовых приемов работы с инструментами);
Приведу пример: Обязательно хвалю учеников за соблюдение правил техники безопасности. При оценивании работы учитываю соблюдение правил. Напоминаю, что на производстве швеи работают в косынках. Ученица 5 класса не повязала косынку, села за швейную машину. Поставила ей отметку «4»,объяснив почему, но похвалила, что она правильно выполнила задание. На следующем уроке девочка повязала косынку без напоминаний.
•формирование заинтересованного отношения к трудовой деятельности:
Немаловажную роль в социальной адаптации детей с ОВЗ играют ежегодные праздники труда в школе, как итог трудовой деятельности обучающихся. На таких праздниках отмечаются и награждаются призами, грамотами лучшие ученики школы. Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества за пределами школы дает ученикам проявить себя с лучшей стороны. На таких конкурсах дети могут показать свои работы, посмотреть работы других сверстников. Участие в ярмарках –продажах на
вырученные деньги приобретается ткань, мелкое оборудование, швейные принадлежности
• формирование навыков самоконтроля;
Дети коррекционной школы не способны самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции (какой подготовить инструмент, какой шов применить при пошиве изделия и др.). Умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходима сильная мотивация, чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Это может быть соревнование кто лучше сделает, изготовление необычного изделия. Ребёнку с ОВЗ необходимы визуальные подсказки, инструкционные карты с иллюстрациями, в которых он может отследить последовательность действий.
• профильная подготовка по профессии «швея»;
Учитель на уроках швейного дела нацеливает детей на то,что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни. Благодаря этим урокам учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Нельзя не отметить факторы, затрудняющие процесс развития социально-трудовой компетентности подростков : недостаточное включение в разные виды практической деятельности; небогатый социальный опыт; а также низкий образовательный и культурный уровень родителей. Возрастные особенности подростков с ОВЗ не позволяют им достичь уровня социальной компетентности взрослого человека. Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы отрабатывается нашими учениками на протяжении всего периода обучения. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Список литературы :
1. Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида// Коррекционная педагогика. 2006. № 5. С. 25-32
2. Кириллова А. Г. Организация общественно полезного производительного труда в процессе трудового обучения швейному делу старшеклассников вспомогательной школы//Дефектология. 1987. № 6. С. 38-41
3. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе : Пособие для учителя. – М. : Просвещение.