Татьяна Григоренко
Формирование представлений о малой Родине и её традициях в системе нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование представлений о малой родине и ее традициях в системе нравственно-патриотического воспитания»
Актуальность.
Первые чувства граждaнственнoсти и патриотизма.
Доступны ли они малышам?
Исходя из опыта работы, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному поселку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Формирование представлений о малой Родине и её традициях в системе нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку. Развивать у него чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Побуждать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Любовь ребенка к малой родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогов детского сада в реализации задач по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…
Есть много мест в России
Среди родных полей,
Но нет тебя красивей
И нет тебя милей –
Навеки ты со мною,
Как первая весна.
Село мое родное.
Родная сторона.
Видео презентация Сухарева Полина
Патриотическая гостиная.
Сегодня мы приглашаем Вас в патриотическую гостиную.
У каждого есть дом – место, где мы живем со своей семьей. Дом – это не просто жилище с крышей над головой, а место, где нас любят и ждут, где нас понимают и принимают такими, какие мы есть, где живут наши близкие, где нам тепло и уютно.
Я предлагаю Вам построить дом мечты, крепкий, на фундаменте, из кирпичей. А чтобы их добыть, нам с вами нужно выполнить определенные задания.
Чтоб кирпичики найти,
Нужно испытания пройти.
Вы заданья выполняйте
Дом Мечты свой собирайте.
1 задание «Родословное дерево» (кирпичик дружба)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди даже не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Знакомство с чувством Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, чувство, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие и играют огромную роль.
Формировать знания о семье следует уже в младшем возрасте: воспитывать внимательное отношение к родителям, поощрять умение называть имена членов семьи. Далее, расширяя сведения о семье, необходимо дать представления о родственных отношениях, затем и о сфере деятельности членов семьи и ее истории.
Наиболее значимыми и приемлемыми для детей младшего дошкольного возраста в семейном воспитании являются следующие элементы устного народного творчества:
1) Потешки. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово, которое в потешке неразрывно связано с жестом. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
2) Загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.
3) Сказки – в сказке зафиксированы «неумирающие ценности человеческой жизни». Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
4) Поговорки и пословицы - как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают мысли народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание.
В дошкольных учреждениях весь фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей.
Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В нашей группе созданы картотеки потешек, загадок, считалок и т. д. для удобства использования их в работе.
Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов (умывание, кормление, сон, прогулка и др.).
При этом используются самые разнообразные методы и приемы (наглядный, словесный, игровой, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Детям дается возможность рассмотреть, рассказывается о персонаже потешки, объясняются новые слова. Мы ставим перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того о ком потешка. С помощью потешки малыши учатся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо.
Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».
Потешки используют как пальчиковые игры, что позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу.
Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
Презентация младшая группа о семье.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?
Составить поговорки о семье.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
При солнышке тепло — при матери добро.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В родной семье и каша гуще.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом – учреждением, находящимся в поселке транспортом, улицами.
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности.
Обучению безопастности мы начинаем со средней группы.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».
Трудами многих учёных созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трё х задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза для жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Основная цель нашей работы: научить каждого ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамическом мире.
Начиная работу над этой проблемой, мы поставили перед собой следующие задачи:
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения;
- познакомить детей с правилами безопасности в быту;
- расширить знания детей о правилах поведения в природе.
Большое место в организации нашей работы принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Во время игры идет основная передача ребенку знаний, умений и навыков.
В группе устраиваем игры - соревнования «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», разыгрываем инсценировки «Мы едем, едем, едем…», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».
В дидактических играх «Наша улица», «Светофор», «Логические дорожки», «Можно или нельзя», «Что такое хорошо и что такое плохо» уточняются и закрепляются представления детей о правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, как нужно вести себя в различных помещениях, на улице, чтобы избежать опасности.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыков движения по улице на прогулке.
Выполнение детьми отдельных поручений, идеально подойдут для этого прогулки за территорией ДОУ, экскурсии, путешествия и т. д. Например, прежде чем пойти с детьми на экскурсию, предлагаем им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначаем двух ребят, которые ведут всю группу по намеченному маршруту. Педагог идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.
Презентация проекта «Кошкин дом»
2 задание «Безопасный дом» (Кирпичик с надписью «Красота»)
«Сказка ложь, да в ней намек»
1-Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? -(Открыла дверь незнакомцу).
2-Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых? («Волк и семеро козлят»)
3-Какое правило нарушил Кай из сказки Снежная королева (Не цепляться за транспорт).
4.-Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о м ртвой царевне»? (Не брать угощение у незнакомых людей).
5.-Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? («Гуси – лебеди»)
3 задание «Использование русского - народного фольклора в воспитании дошкольников»
Система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Красоту, чистоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром.
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, непосредственное участие в народных праздниках дают возможность духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, привить любовь к своей малой и большой Родине.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. В нем неразрывно связано-музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах.
Для мотивации детей на занятиях я использую разнообразные маски героев русских народных сказок, русские - народные музыкальные инструменты, картотеку потешек, считалок, загадок, закличек. Разработала картотеку русских народных подвижных игр.
Русская народная игра «Ручеек»
Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.
А что знают современные дети о Великой Отечественной войне?
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше. Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера.
В подготовительной группе я придумала современную подачу материала через сюжетно – ролевую игру «Новости «По-знайка».
Дети, совместно с родителями, находят материал о героях ВОВ, гражданской войны, прославленных тружениках тыла, готовят сообщения и монтируют новости дня. А мы имеем возможность смотреть эти новости в любое удобное для нас время, с целью знакомства с великими людьми Тальменской земли.
Презентация «Виртуальная экскурсия»
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В. В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
Проект решение педсовета:
1. Работу ДОУ по ознакомлению детей с малой Родиной через педагогические проекты считать удовлетворительной.
2. Признать опыт работы педагогов Тесаловской Л. В., Сухаревой Н. В., Чернышова Е. О., Зайцевой С. М. по теме: «Формирование представлений у дошкольников о малой Родине» ценным, заслуживающим внимания, пополнить педагогическую копилку методического кабинета материалом.
3. Оснащать развивающую среду новыми материалами, дидактическими играми и пособиями по краеведению. Стимулировать участие педагогов в конкурсах различного уровня по краеведению. Срок – постоянно
Ответственный: ст. воспитатель.
4. Оформить выставку макетов и материала для родителей по теме «Формирование представлений у дошкольников о малой Родине».
Срок – до 30 апреля 2021г.
Ответственные: воспитатели.