Макарова Людмила
Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста "
Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мире: они проявляют большой интерес ко всему яркому, движущемуся, шевелящемуся; проявляют большое желание ухаживать за животными.
Публикация «Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Но к сожалению, проявляют дошкольники не только положительное отношение к природе, но и отрицательное. Проблемы экологического воспитания у детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса, поиска новых технологий, методов экологического воспитания, а так же руководство грамотного, заинтересованного в своей деятельности педагога.
Актуальность формирования представлений об объектах живой природы обусловлена как современными экологическими проблемами, так и безразличием, равнодушием, а подчас стью многих детей по отношению к маленьким и беззащитным существам – животным. Между тем мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, формируют навык взаимодействия с ними, формируются знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей.
Видя проблему: отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных, необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными. Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка.
Разработки современных методистов Н. Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Саморуковой и др. подтверждают, что при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний, представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Представления – это образы предметов, объектов, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения, итог чувственного познания мира. Следовательно, чтобы сформировать представления, необходимо обеспечить восприятие объекта, его чувственное обследование. В этом педагогу может помочь система эффективных методов и приемов.
В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знаний и представлений детей о домашних животных.
В результате, был сделан вывод, что фундамент положительного и осознанного отношения детей к животным, а так же формирование представлений о них необходимо закладывать с младшего дошкольного возраста. Поэтому целью своей работы я определила : Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста через использование эффективных методов и приемов. И сформулированы задачи.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.
2. Разработать систему методов и приемов по ознакомлению младших дошкольников с домашними животными.
3. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей.
4. Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными.
Решение данных задач было бы невозможно без насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. В группе организовали экологическое пространство, где находятся: макеты фермы, бабушкиного двора, фигурки домашних животных, муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания. В уголке художественной литературы: сказки «Репка», «Курочка Ряба» и др. Песенки, потешки, загадки, альбомы с иллюстрациями, стишки о домашних животных. Дидактические игры: «Помоги зверятам», «Угостим кошечку», «Парные картинки», «О ком я говорю», «Кто что любит», «Кто где живёт» и др. Развивающие игры: «У бабушки в гостях», «Дом большой и дом маленький», «Слова про собачку», «Что умеет лошадка» и др. Так же: домино, вкладыши, кубики с картинками, бусы, строительный конструктор. Настольный театр, театр на фланелеграфе: «Семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба». Музыкальное панно: «Кто как кричит?». Все предметы крупные, яркие, ведь взаимодействие с ними должно быть эмоционально окрашенным, чтобы малыши оставили свои впечатления надолго.
Для решения поставленной цели и задач, отобрали разнообразные методы и приёмы. Преобладающими методами и приемами для малышей являются группа «наглядные методы», а так же «практические» – это объясняется тем, что знакомство со многими животными и их местом обитания у малышей происходит через картины, фотографии, иллюстрации, игры. При подборе методов и приемов необходимо учитывать и этап обучения, его последовательность (даем знания, знакомим, совершенствуем, закрепляем).
В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок. Если мы случайно увидели на прогулке кошку или собачку я стараюсь привлечь внимание детей к животному. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!». Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).
Знакомя детей с животным миром, использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание. В группе сделана подборка картин: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Мамы и их детки», «Кошки», «Собака – лучший дуг». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Младшие дошкольники знакомятся не только с животными, но и с их детенышами. Рассматривая вместе с детьми реалистические картинки, взрослый обращает внимание на детенышей, неоднократно называет их, предлагает для сравнения картинки, где изображены отличительные признаки животных (например, у коровы - рога, а у лошади их нет; у теленка - маленькие рожки, у жеребенка их нет).
С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.
Для ознакомления дошкольников с животным миром использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает образовательную деятельность увлекательной. Большой интерес у детей вызывают озвученные презентации. Их использование помогает заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане.
Для знакомства детей с домашними животными мною были созданы тематические презентации: «Домашние животные», «Назови детёныша», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?» и др. Презентации дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых.
При ознакомлении детей с животным миром использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки. Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстраций.
Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы. Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала.
В своей педагогической работе я использую рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл «Желтячок» и другие. Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.
При ознакомлении детей с домашними и дикими животными использую дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.
Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Были изготовлены настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Найди маму», «Кто живёт на ферме?», «Помоги накормить животных», «Мамы и их детки» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.
В своей работе я применяю игровые образовательные ситуации с использованием игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают домашних животных. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и т. д.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любую форму экологического воспитания детей : наблюдения, образовательную деятельность, игру. Их можно взять на прогулку, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Так же востребованы детьми игры с макетами. Они открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, развивают творчество. Были изготовлены макеты: «Ферма», «Домашние животные и птицы».
В подвижных играх дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию. Проводились подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кошка» и др. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными : во многих домах держат собак, кошек, рыбок. Я советую родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным.
В марте была проведена итоговая диагностика. Для выявления полученных результатов использовались беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что у детей нашей группы значительно расширились представления о домашних животных, а значит методы и приемы, используемые в системе, подобраны эффективно.