Лучший педагог года

Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста

Макарова Людмила
Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста

"Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста "

Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мире: они проявляют большой интерес ко всему яркому, движущемуся, шевелящемуся; проявляют большое желание ухаживать за животными.

Публикация «Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Но к сожалению, проявляют дошкольники не только положительное отношение к природе, но и отрицательное. Проблемы экологического воспитания у детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса, поиска новых технологий, методов экологического воспитания, а так же руководство грамотного, заинтересованного в своей деятельности педагога.

Актуальность формирования представлений об объектах живой природы обусловлена как современными экологическими проблемами, так и безразличием, равнодушием, а подчас стью многих детей по отношению к маленьким и беззащитным существам – животным. Между тем мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, формируют навык взаимодействия с ними, формируются знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей.

Видя проблему: отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных, необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными. Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка.

Разработки современных методистов Н. Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Саморуковой и др. подтверждают, что при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний, представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Представления – это образы предметов, объектов, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения, итог чувственного познания мира. Следовательно, чтобы сформировать представления, необходимо обеспечить восприятие объекта, его чувственное обследование. В этом педагогу может помочь система эффективных методов и приемов.

В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знаний и представлений детей о домашних животных.

В результате, был сделан вывод, что фундамент положительного и осознанного отношения детей к животным, а так же формирование представлений о них необходимо закладывать с младшего дошкольного возраста. Поэтому целью своей работы я определила : Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста через использование эффективных методов и приемов. И сформулированы задачи.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.

2. Разработать систему методов и приемов по ознакомлению младших дошкольников с домашними животными.

3. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей.

4. Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными.

Решение данных задач было бы невозможно без насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. В группе организовали экологическое пространство, где находятся: макеты фермы, бабушкиного двора, фигурки домашних животных, муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания. В уголке художественной литературы: сказки «Репка», «Курочка Ряба» и др. Песенки, потешки, загадки, альбомы с иллюстрациями, стишки о домашних животных. Дидактические игры: «Помоги зверятам», «Угостим кошечку», «Парные картинки», «О ком я говорю», «Кто что любит», «Кто где живёт» и др. Развивающие игры: «У бабушки в гостях», «Дом большой и дом маленький», «Слова про собачку», «Что умеет лошадка» и др. Так же: домино, вкладыши, кубики с картинками, бусы, строительный конструктор. Настольный театр, театр на фланелеграфе: «Семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба». Музыкальное панно: «Кто как кричит?». Все предметы крупные, яркие, ведь взаимодействие с ними должно быть эмоционально окрашенным, чтобы малыши оставили свои впечатления надолго.

Для решения поставленной цели и задач, отобрали разнообразные методы и приёмы. Преобладающими методами и приемами для малышей являются группа «наглядные методы», а так же «практические» – это объясняется тем, что знакомство со многими животными и их местом обитания у малышей происходит через картины, фотографии, иллюстрации, игры. При подборе методов и приемов необходимо учитывать и этап обучения, его последовательность (даем знания, знакомим, совершенствуем, закрепляем).

В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок. Если мы случайно увидели на прогулке кошку или собачку я стараюсь привлечь внимание детей к животному. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!». Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Знакомя детей с животным миром, использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание. В группе сделана подборка картин: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Мамы и их детки», «Кошки», «Собака – лучший дуг». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Младшие дошкольники знакомятся не только с животными, но и с их детенышами. Рассматривая вместе с детьми реалистические картинки, взрослый обращает внимание на детенышей, неоднократно называет их, предлагает для сравнения картинки, где изображены отличительные признаки животных (например, у коровы - рога, а у лошади их нет; у теленка - маленькие рожки, у жеребенка их нет).

С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Для ознакомления дошкольников с животным миром использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает образовательную деятельность увлекательной. Большой интерес у детей вызывают озвученные презентации. Их использование помогает заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане.

Для знакомства детей с домашними животными мною были созданы тематические презентации: «Домашние животные», «Назови детёныша», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?» и др. Презентации дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых.

При ознакомлении детей с животным миром использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки. Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстраций.

Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы. Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала.

В своей педагогической работе я использую рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл «Желтячок» и другие. Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.

При ознакомлении детей с домашними и дикими животными использую дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.

Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Были изготовлены настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Найди маму», «Кто живёт на ферме?», «Помоги накормить животных», «Мамы и их детки» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.

В своей работе я применяю игровые образовательные ситуации с использованием игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают домашних животных. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и т. д.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любую форму экологического воспитания детей : наблюдения, образовательную деятельность, игру. Их можно взять на прогулку, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Так же востребованы детьми игры с макетами. Они открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, развивают творчество. Были изготовлены макеты: «Ферма», «Домашние животные и птицы».

В подвижных играх дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию. Проводились подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кошка» и др. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными : во многих домах держат собак, кошек, рыбок. Я советую родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным.

В марте была проведена итоговая диагностика. Для выявления полученных результатов использовались беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что у детей нашей группы значительно расширились представления о домашних животных, а значит методы и приемы, используемые в системе, подобраны эффективно.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Сценарий викторины «Двойная жизнь животных» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаСценарий викторины «Двойная жизнь животных» для детей дошкольного и младшего школьного возраста В викторине нужно отгадать слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. 1. Галстук (Бабочка) 2. Зарубежная фирма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2022 в 21:09
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД