Ирина Потапова
Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста игровыми приемами
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения.
К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка.
Публикация «Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста игровыми приемами» размещена в разделах
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Формированию предложно – падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
При проведении речевых игр с детьми необходимо придерживаться следующих правил:
Подготовка к игре.
Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10 минут.
Многократное предложение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).
Обязательное предъявление речевого образца.
Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым возможностям детей). При затруднениях в ответах, дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда, хором и индивидуально.
Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.
Вовлечение в игру детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).
Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.
Воспитание выдержки. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).
Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.
Поощрение инициативы.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития.
В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование, игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.
В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуальные различные ступени развития. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игра.
Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.
Примеры игр:
Игра «Весёлое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.
Мама садится. (в) машину.
Коля бежит. (по) дороге.
Автобус едет. (по)улице.
Поезда едут. (по) рельсам.
Петя любит ездить. (на) велосипеде.
Игра «Где что растет?»
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Воспитатель: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д. Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко, «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Игра с мячом «Добавь слова»
Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит. Полочка с книгами висит. Мишка сидит. Пирамидка стоит. Кукла лежит. Лампа висит. Дверь находится.
Игра «Исправь ошибки»
Воспитатель: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.
Девочка налила воду в графин. -.
Мама положила яблоки на стол.
Машина подъехала к дому.
Дедушка подошел к забору.