Татьяна Илюхина
Формирование правовых знаний у воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека, с основными документами, защищающими права человека - “Декларация прав человека” и “Конвенция о правах ребенка”, их назначения.
Развивать интерес у детей к данным документам. Познакомить детей с новым правом человека – на имя, фамилию, отчество. Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Учить детей называть полные имена своих друзей, родителей. Познакомить со свидетельством о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество любого человека. Воспитывать уважение к людям, друг другу.
Публикация «Формирование правовых знаний у воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
Оборудование и материал: глобус, Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, свидетельство о рождении, дидактический материал, игровой материал, фотографии.
Ход занятия:
Дети входят под музыку в зал, встают полукругом.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие и начать мне его хочется по особенному – мы прослушаем одну песню, а вы подпевайте.
Дети исполняют куплет и припев “Солнечный круг” под фонограмму.
Сегодня мы поговорим о правах, которые имеют все дети нашей планеты.
- Ребята, давайте подойдем к глобусу. (Дети перестраиваются, встают полукругом вокруг глобуса.)
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля). Показ педагога что земля обозначается коричневым цветом, а вода синим. Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Правильно, у нашей страны удивительно- красивое, звучное имя-Россия.
Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Посмотрите на глобус, ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. В России проживают более 130 народов. Какие народы населяют Россию?
Кроме России есть и другие государства. Какие государства вы знаете? (Дети отвечают). Правильно ребята.
В каждом государстве свой народ. Люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, они исповедуют разную религию.
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя.
А сейчас расскажу вам одну интересную истории: «Однажды люди со всех концов Земли собрались вместе. Кто-то приехал с севера, кто-то с юга, из богатых и из бедных стран»
Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, цветом волос и глаз, у них были разные фигуры и разные лица. И говорили они на разных языках и поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где только что закончилась долгая стремительная война. Всех собравшихся здесь людей объединяло одно большое желание: чтобы больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, и чтобы никто не мог наказывать людей без войны. Все люди Земли хотят жить в мире и поэтому договорились между собой о правилах поведения и взаимоотношениях друг с другом.
И всё это записали в книге, которая называется «Декларация прав человека» для всех людей во всём мире.
- Первый документ, о котором я вам расскажу, - Декларация прав человека. Слово декларация означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка.
- Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
-Ребята, как называется этот документ? Конвенция.
- Что записано в этом документе?- Права детей.
А сейчас я попрошу (мальчик и девочка, выбираю ребят) выйти ко мне и встать друг напротив друга. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите мне, чем мы похожи? А чем отличаемся? (Ответы детей). Обязательно подсказать, что первое отличие (мальчик- девочка, второе-имя) Правильно ребята.
Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Правильно вы ответили имя человека. Сегодня мы с вами познакомимся с первым правом человека. Это право на имя, отчество и фамилию.
Дорогие ребята!
Представьте, что в семье произошло (звучит музыка) радостное событие - на свет появился малыш!
Музыка.
Под музыку в конверте несу куклу- малыша. (Немножко обыгрываю).
Педагог: Лишь появится ребёнок
И дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок
Появляются права, права которые его защищают
Самое первое из этих прав - право на имя.
Как только человек родился, ему сразу дают имя, и с этим именем он живёт всю жизнь. Значит, какое у вас есть право? Право на имя.
А сейчас я попрошу ребят: Майю, Дилю, прочитать стихотворения. «День рождения!» и «Твоё имя».
День рождения!
День рождения! День рождения!
Этот день ты очень ждёшь.
День рождения, без сомненья,
Ты с друзьями проведёшь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рождения! День рождения!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!
Твоё имя!
Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа.
Помни, что жизни основа-
Вера, любовь, красота!
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Педагог: Через несколько дней после того как малыш появился на свет, родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место его рождения, имена его родителей. (Показываю документ)
Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например, папу мальчика Серёжи зовут Владимир. Значит отчество малыша - Владимирович.
У каждого из вас (обращаюсь к детям) есть такое свидетельство. Когда вы сегодня придёте домой, попросите родителей показать вам его.
Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Человек может лишиться всех богатств (дома, но нельзя лишиться имени.
Как вы думаете, а зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы можно было позвать кого - нибудь (обратиться, чтоб знать мальчик это или девочка, отличать одного человека от другого и т. д.
Воспитатель : Правильно имя нам очень необходимо, без имени трудно познакомиться, общаться друг с другом, понять о ком говорят.
А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имён?
(Эй ты. Эй мальчик, эй девочка)
Но это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто- то вас позовёт таким образом. Но вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени не знаете. Как поступить в этом случае?
- Надо познакомиться
- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что мы незнаем друг друга и очень хотим познакомиться. Я Татьяна Германовна. А как тебя зовут? (Подхожу к детям сама).
(дети называют свои имена)
Ребята, хотите я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Это приносит радость. Человек сразу расцветает. А давайте подарим радость своему соседу, назовём его ласково и нежно.
Игра «Клубочек». (Встают в круг. Называем ласковые имена друга)
- Посмотрите, какая паутина ласковых имён у нас получилась. Да ребята, у вас у всех есть право на имя, чтобы не нарушать это право необходимо соблюдать правила.
• Не дразниться;
• Не придумывать клички;
• Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
• К взрослым обращаться по имени, отчеству;
• Если вы всё-таки нарушили правило, то обязательно надо что сделать?
- Извиниться и попросить прощения. Дидактическая игра «Назови имя главного героя» (составить из частей картинку, а после того как составите назвать имя героя).
Воспитатель обращается к детям,
- Ребята, как имя вашего героя?
Воспитатель : Подумайте, почему их так назвали?
Почему Айболита назвали Айболит и т. д.
Дети: Айболит - лечит тех, кто болеет.
Снегурочка-девочка из снега.
Дюймовочка - маленькая девочка, с дюйм.
Незнайка- мальчик, который ничего не знает.
Красная шапочка- девочка, которая постоянно носила красную шапочку.
Воспитатель : Имя может многое сказать о человеке, о его особенностях.
Стихотворение «Имя» читает Арсений.
Имя
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Воспитатель : Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?
Дети: Моё имя означает (Воспитатель выслушивает ответы детей и если ребёнок не знает, что означает его имя, говорит его значение).
Майя- богиня весны.
Диляра (персидск. корни)- красавица, возлюбленная.
Пётр- скала (камен. глыба)
Алина-(араб. происхождение) хранительница, очень верная.
Софья - др. греческ. -мудрая, премудрая.
Даня - библейск. происх. судья (божий суд)
Екатерина - греческ. пр. чистая (непороч.)
Андрей – греческ. пр. храбрый, мужественный.
Эмиль – старательный, усердный.
Матвей – божий человек, дарован. Богом (еврейск. корн.)
Арсений – (др. греческ.) мужественный.
Анастасия – с др. греческ. (воскресшая или вновь возрождённая)
Артём – др. греч. безупречный, обладает большим здоровьем.
Нуртилек – изобретатель, исследователь.
Лиана – тонкая, гибкая, изящная.
Елизавета – в перев. с евр. яз. почитающая бога, верующая.
Евгения – греческ. происх. Благодарная.
Дмитрий – др. греч. принадл. Богине земли.
Константин – стойкий, постоянный.
Луиза – светлая, сияющая.
Денис – др. греч. (любознательный, общительный)
Виктория – латин. происх. (Победительница, победа)
Вот такие интересные имена у вас ребята.
Когда вы придёте домой спросите ваших бабушек и дедушек, пап и мам, что означают их имена. И вам будет интересно услышать, что они вам ответят.
Каждое имя по своему красиво. Но, запомните не имя красит человека, а человек имя. Вы вырастите, будете делать добрые дела и прославите своё имя.
Ребята, знаете ли вы, что имя может расти?
Сейчас я вам расскажу, как выросло одно имя.
Презентация «Как растёт имя?»
Воспитатель : Это было так давно. Появилась на свет девочка и родители эту девочку звали ласково: Танюша. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Татьяна. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем в детском саду и для вас всех она Татьяна Германовна. Вы догадались, о ком я говорю?
Воспитатель : Вот так вот вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
Проводится игра «Назови по- взрослому»
Воспитатель : представьте, что вы стали взрослыми. Как вас будут называть?
Дети: Мария, Александр, Анастасия и т. д.
Литературная викторина
«Имена девочек из сказок и стихотворений»
1. Мала росточком, родилась в цветочке. (Дюймовочка)
2. В речке тонет мяч. Чей раздался плачь? (Таня)
3. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
4. Пусть тяжёло вперёд идти.
Но Кая я должна спасти. (Герда)
5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша)
«Имена мальчиков из сказок»
1. Мальчик, которого увезла в свой дворец Снежная королева. (Кай)
2. Братец Алёнушки, превратившийся в козлёночка. (Иванушка)
3. Деревянный человечек. (Буратино)
4. Вместе с Карлсоном он прыгал с крыш. (Малыш)
5. Его гном превратил в маленького человечка. (Нильс)
6. Мальчик-луковичка. (Чипполлино)
7. Жители Цветочного Города, побывавший на Луне. (Незнайка)
8. Имя толстяка, живущего на крыше и летающего выше всех. (Карлсон)
-Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и что нового узнали.
Дети называют интересные моменты занятия и названия правовых документов.