Кокорина
Формирование познавательного интереса в процессе занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательного интереса в процессе занимательной математики»
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Она приводит в порядок ум!»
М. В. Ломоносов
Публикация «Формирование познавательного интереса в процессе занимательной математики» размещена в разделах
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Во-первых, на детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в детях необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации авторов: Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И. А. Помораева, В. А. Позина «ФЭМП», З. А. Михайловой, Венгер и др., а также пользуюсь информацией из сети Интернет.
В этом году, в связи с тем, что в саду была принята новая образовательная программа, в группу пришли новые дети среднего возраста, для осуществления системной работы я для себя составила план деятельности.
Планирование деятельности осуществляю в соответствии с целью:
развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.
Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде.
Свою работу я начала с обогащения развивающей предметно-пространственной среды.
С целью стимулирования познавательного развития детей уголок занимательной математики пополнился новыми играми и пособиями, о которых я расскажу в направлении работы с детьми.
Планируемый учебный материал я использую в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение игр, упражнений согласно возрасту и этапу усвоения игры детьми.
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие игры. Некоторые я изготовила своими руками.
- дидактическое пособие «Воздушный змейка»
Развивающая игра позволит закрепить знания о цветах, а также научит основам счета. Детям предлагается на хвост каждого воздушного змея надеть то количество бусин или геометрических фигур, какое обозначено цифрой. При этом важно проговаривать и цвет, и размер.
Варианты игры: предложить проверить правильность выполнения задания друг у друга (в парах); «у кого хвост длиннее?» (на время); «посчитай с завязанными глазами».
Цели: знакомить детей с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой; упражнять в счете; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать мелкую моторику.
- дидактическое пособие «Весёлые скрепки» (можно с прищепками)
Цели: совершенствовать знания о составе чисел; формировать умение представлять числа в виде суммы трёх слагаемых на основе наглядности, развивать память (зрительную и слуховую, алгоритм действий по условию и схеме; развивать мелкую моторику.
Варианты игры: «Чья цепочка длиннее?», «Измерь свой рост и соседа», «Выложи картинку» (по образцу, по замыслу, «Выложи цифры и буквы», соединение скрепок по схеме, соединение скрепок по заданному условию.
- игра «Продолжи ряд»
Цели: развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, память, зрительное восприятие. Учить соблюдать последовательность цветных фигур по предложенному образцу в различных вариациях; формировать чувство ритма; развивать творческое воображение.
Детям предлагаем выложить ряд фигур в заданной последовательности. Или, как вариант, придумать и выложить свой ряд фигур. При этом обязательно проговариваем цвет и форму.
- игры с палочками
Задания и упражнения с палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов. Я убеждена, что такие занятия очень полезны для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Я выделила несколько групп развивающих игр с палочками
- Выкладывание из палочек геометрических фигур: по указанию количества палочек по образцу, по указанию величины фигур.
- Выкладывание из палочек изображений предметов: по образцу, по устной инструкции.
- Изменение геометрических фигур и предметов
Дидактическое пособие «Деревянный тетрис»
Деревянная игрушка, созданная по мотивам известнейшей компьютерной игры, увлекательная и интересная игра которая нравится всем детям - это «Тетрис».
Цели: развиваем интеллект и логическое мышление; тренируем пространственное воображение, а также конструкторские навыки, учим делать выводы, раскладывать целое на части и наоборот, анализировать и синтезировать; способствуем правильной координации движений.
Варианты игр:
Игровое упражнение «Найди и покажи такую же фигуру»
Игровое упражнение «Расположи так же»
Игра «Выложи узор»
Игра «Продолжи узор»
Игра «Составь по образцу»
Игра «Кто быстрее»
Работа с морфологическими таблицами (ТРИЗ – технология)
Данный метод можно использовать на занятиях рисованием или конструированием если предложить детям морфологические таблицы с вариантами изображения частей какого-либо предмета.
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ – технологии для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
Этот метод поможет детям овладеть умением анализировать строение изображаемых объектов, их структуру, особенности формы частей. Благодаря разнообразию предлагаемых вариантов форм частей, при разном их сочетании, ребенок получает возможность создавать множество образов.
Включая математические упражнения и игры в жизнь детей своей группы, одновременно организую работу с родителями, тем самым обеспечивая разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к занимательным задачам.
Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства. С этой целью знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением.
Перспективы работы на будущее: продолжать работу по развитию познавательной активности и интереса в математическом развитии детей. Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу.