Татьяна Баранова
Формирование патриотической компетенции дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая работа на тему:
«Формирование патриотической компетенции дошкольника.
Символика России и Самары»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения:
Выполнила:
Баранова Татьяна Алексеевна,
Воспитатель
ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад «Ручеек»
Похвистнево, 2015г.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Публикация «Формирование патриотической компетенции дошкольника» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих направлений дошкольного образования, где указывалась необходимость воспитать ребёнка, как человека, гражданина, любящего свою Родину, свою страну и окружающих его людей. Взрослый в первую очередь должен позаботиться о том, чтобы запечатлеть в памяти ребёнка всё то родное, близкое, из чего складывается будущая успешная личность.
Патриотическое воспитание молодого поколения должно основываться на героических примерах прошлого, подвигах солдат и простого русского народа, на знании, символики России, на стремлении приобщать детей к общечеловеческим ценностям. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.
Целью работы является формирование патриотической компетенции у дошкольников.
В связи с этим определились следующие задачи:
- сформировать представление дошкольников о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;
- повысить сознание ребенка дошкольного возраста величия и могущества родной страны;
- повысить патриотическое воспитание внутри семьи.
ценностей;
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОО, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность дошкольника через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в ДОО, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотической компетенцией понимается результат формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Согласно ФГОС ДО в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок - выпускник ДОО должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для полноценного патриотического воспитания в работе используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей старшей группы:
• беседы о нашем государстве, городе;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.) ;
• наблюдение (за изменениями в облике родного города; за трудом взрослых в ДОО и в городе; за сезонными изменениями в природе и пр.)
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен) ;
Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» ,«Игра и дети», «Мой папа служил в армии». Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). Оформление информационного стенда «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
Опыт показывает, что процесс нравственно-патриотического формирования происходит более эффективно при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников : народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т. д.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия.
Кадровые условия:
Постоянное повышение квалификации педагогов;
Самообразование педагогов по патриотическому воспитанию.
Научно-методические условия:
Приобретение методических пособий.
Материально-технические условия:
Приобрести ноутбук для группы (с выходом в интернет).
Нормативно-правовые условия:
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников;
Планирование театрализованной деятельности «Наши герои».
Информационные условия :
Оформить информационный стенд для родителей;
Приобрести папки-передвижки, сюжетные картинки, мультимедийные пособия.
Недостаток в результате
• Ребенок не проявляет любознательность, не задает вопросы, не склонен наблюдать и экспериментировать
Для решения поставленной проблемы была разработана электронная дидактическая игра для старшего возраста.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: мультимедийная игра «Волшебная страна»
Возраст: старшая группа группа
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшей группы в процессе изучения истории своей Родины.
Задачи:
-средствами духовно – нравственного и патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно – наглядное мышления, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества.
АЛГОРИТМ работы со слайдами:
Порядок слайдов обусловлен идеей поэтапного знакомства детей с основными символами нашего государства. Алгоритм со слайдами таков: слайды со №2-5 ребенок является активным участником игры и может самостоятельно выполнять задание. Правильный ответ подтверждается движением изображения на слайде и звуковым эффектом - аплодисментами.
Описание работы со слайдами
№
слай-
да Действие и возможный
вариант пояснения Действие и рассказ воспитателя
1. Титульный лист
«Волшебная страна» Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие вместе с Машей и Медведем, чтобы узнать основные символы нашего государства.
2. По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение: Маши, герб России, герб Украины, герб Америки. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный герб озвучивается аплодисментами, а остальные телефонным звонком. Маша и Медведь решили узнать в каком же государстве они живут. Какой герб у нашего государства они не знали, поэтому педагог предлагает детям помочь Маше и Медведю выбрать правильно герб нашей страны.
3. По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение флага России, флага Германии и флага Америки. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный флаг озвучивается аплодисментами, а остальные телефонными звонками. Маше очень понравилось определять символы нашей страны, поэтому она с Медведем решили дальше определять правильные ответы. Нужно правильно определить флаг нашего государства.
4. На слайде картинки с изображением президентов разный государств. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный президент озвучивается аплодисментами, а остальные телефонными звонками. И тогда Маше захотелось узнать кто же является президентом нашей страны. Педагог предлагает помочь Маше правильно определить президента и назвать его.
5. На слайде картинки с изображением гербов Самары, Новокуйбышевска, Богатовского района. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный герб Самары вращается и остается, а остальные вращаются и исчезают. Медведь решил узнать какой же герб у нашего города Самары. Педагог предлагает помочь медведю правильно найти герб Самары.
6. На слайде по щелчку мыши появляется надпись «Ты справился», «Ты молодец», звучат аплодисменты. Молодцы, ребята! Вы помогли Маше и Медведю познакомиться и правильно определить символы нашего государства.
Литература: