Пантюхина Елена Александровна
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – основное и истинное достояние человека.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности, и более того имеет тенденцию к нарастанию.
Публикация «Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь сегодняшняя жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
В начале года в ДОУ мы провели опрос детей старшего дошкольного возраста «Отношение к здоровому образу жизни», а также анкетирование родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту.
Анкетирование показало, что все родители согласны с тем, что необходимо знакомить детей с правилами безопасности. 35,5,% выразили мнение, что готовить детей к возможной встрече с опасностью должны и родители и воспитатели, 22,2% родителей берут эту ответственность на себя, а 22,3 % считают, что помимо воспитателей и родителей необходимо привлекать и медицинских работников. 95,5% высказали необходимость в помощи со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения детей в виде консультаций, подборки книг, бесед, игр, даже фотографий, а также проведении занятий с детьми в детском саду.
Исходя из всего сказанного перед собой поставили следующие задачи:
• сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
• воспитать бережное отношение к своему здоровью;
• скоординировать деятельность детского сада и родителей по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью.
За основу своей работы мы взяли программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной, которая состоит из 6 разделов. На предстоящий учебный год, поставили задачи более подробно изучить 2 раздела:
- Здоровье ребёнка,
- Эмоциональное благополучие ребёнка.
Необходимые термины:
Здоровый образ жизни – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровье – согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.
Здоровье психическое - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.
Мотивация к формированию потребности в здоровье– побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Профилактика заболеваний[/b]– система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Укрепление здоровья – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его. Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни.