Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде»

Наталья Синягина
Опыт работы «Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Вопросы безопасности в современном мире выходят на первое место. Образованию детей и взрослых в этой области уделяется все большее внимание, так как сохранение здоровья находится в прямой зависимости от образования и культуры личности.

Дошкольное детство – благодатное времья для формирования личностных качеств, позволяющих активно и безопасно взаимодействовать с окружающим миром: экологического сознания, внимательного и осторожного отношения к объектам природы, в том числе их опасности.

Публикация «Опыт работы „Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде“» размещена в разделах

Вместе с тем дети дошкольного возраста очень подвижны, любознательны, активны. Дошкольник не может реально оценить степень угрозы, возможной опасности. Жизненный опыт дошкольника еще невелик, поэтому по незнанию ребенок может попасть в разные обстоятельства угрожающие его жизни и здоровью.

Такая особенность ребенка-дошкольника как любознательность способствует его наибольшей уязвимости. То, что для взрослого не представляет опасности, для ребенка может стать угрозой для жизни. Дошкольник не может самостоятельно определить меру опасности окружающих объектов. Задача взрослых – в доступной для ребенка форме познакомить с объектами живой природы, явлениями природы, которые могут представлять опасность для здоровья и жизни, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая идея опыта – сформировать представление о живых объектах природы потенциально опасных для человека и стихийных явлениях природы, стимулировать развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

«Опыт педагогического сопровождения процесса формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в Российской Федерации находится на стадии обобщения и теоретического обоснования. Но уже сегодня очевидно, что традиционные методы, применяемые в дошкольных образовательных организациях (ДОО, малоэффективны. В связи с этим актуальной является задача определения содержания, поиска эффективных форм и методов работы по формированию основ культуры безопасности» [23; с. 10]

Раннее формирование основ культуры безопасного поведения, проявляющихся в осознанности и оценке своих действий, умении анализировать, понимать причины, будет способствовать сохранению жизни и здоровья детей. К концу дошкольного детства ребенок сможет научиться корректировать свою деятельность. У него сформируются рефлексивные умения и навыки безопасного поведения в окружающем мире природы.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи.

Обучающие:

– познакомить с объектами живой природы, явлениями природы, которые могут представлять опасность для человека; подготовить к встрече с различными опасными ситуациями;

– учить правильному и безопасному поведению в природной среде;

– закладывать знания, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, осмысленно действовать в разных ситуациях;

– в ходе реальной деятельности формировать практические навыки обращения с опасными природными объектами;

– систематизировать представления детей о здоровом образе жизни, ценности собственной жизни и здоровья;

– научить анализировать, использовать нужную информацию;

– учить в экстренных ситуациях сразу обращаться за помощью к взрослым, познакомить с номерами телефонов специальных служб спасения.

Развивающие:

– развивать способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах природных объектов и процессов;

– повысить уровень экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности: совершенствование разных видов движений при выполнении игровых упражнений в режимных моментах в течение дня; формировать потребность в здоровом образе жизни;

– способствовать развитию таких качеств как осторожнось, внимательность;

– развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.

Воспитательные:

– закладывать основы экологической культуры личности,

– способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой: разумно и правильно действовать, вести себя так, чтобы не нанести вред природе и своему организму.

Наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Новизна опыта

Были систематизированы знания об опасных для человека объектах живой природы, опасных явлениях природы, отношениях живых организмов друг другу и к человеку. Вся собранная информация была адаптирована на дошкольный возраст. Формирование безопасного поведения в мире природы при использовании здоровьесберегающих образовательных технологий осуществлялось в проектной деятельности наполненной экологическим содержанием.

Теоретическая база опыта

Методологическая основа исследования: идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Т. А. Серебрякова, И. А. Лыкова) [17, 18, 22, 23, 11], системно-деятельностный подход к проектированию образовательного и воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации; научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, К. Ю. Белая, Л. Л. Тимофеева [1, 3, 23].

В работе с детьми по формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде мной использовалась следующая литература:

1. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина / – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 144 с.

2. Алябьева, Е. А. Эмоциональные сказки: пособие для педагогов ДОУ / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

3. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет / К. Ю. Белая / – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 64 с.

4. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: пособие для педагогов и логопедов / Т. М. Бондаренко / – Воронеж: Учитель, 2009. – 192 с.

5. Волошина, Л. Экологическая тропа – пространство здоровья и обогащения двигательного опыта дошкольников / Л. Шинкарева, О. Галимская // Дошкольное воспитание. – 2017. – №10. – С. 55-58.

6. Дунаева, Н. Формирование представлений о растениях у детей 6-8 лет на прогулке / Н. Дунаева, И. Крылова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №1. – С. 30-41.

7. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошк. учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. – М. : АРКТИ, 2001. – 128 с.

8. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ : тематические дни / авт. – сост. Л. А. Королева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 64 с.

9. Кузнецова, Т. Огонь в лесу – враг! Поговорим о правилах противопожарной безопасности / Т. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 4-7.

10. Курочкина, И. Поведенческая компетенция воспитателя /

И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – С. 85-87.

11. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» / И. А. Лыкова. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 128 с.

12. Лохвицкая, Л. В. К вопросу о психологической природе нравственного воспитания дошкольников / Л. В. Лохвицкая // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2015. – №2. – С. 4-11

13. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2 –е. – Волгоград : Учитель, 2013. – 333 с.

14. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4 – С. 31-35.

15. Миронова, Н. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца…»: влияние художественной литературы о природе на духовно – нравственное развитие ребенка / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – С. 39-43.

16. Миронова, Н. Как оживает природа на страницах книг К. Г. Паустовского / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №5. – С. 44-50.

17. Николаева, С. Н. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в процессе экологического образования старших дошкольников / С. Н. Николаева, Г. Н. Сабитова, Н. А. Данилина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №6. – С. 62-67.

18. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

19. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-19.

20. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – №6. – С. 17-21.

21. Николаева, С. Экологическое образование для устойчивого развития / С. Николаева, Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №1. – С. 4-12.

22. Рыжова Н. А. Экологическое образование вдетском саду / Н. А. Рыжова – М. :Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

23. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.

24. Соломенникова, О. А Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа / О. А. Соломенникова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.

25. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л. Л. Тимофеева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 160 с.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма иприказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (С изменениями на 13 июня 2023 года) (Редакция, действующая с 18 июня 2023 года) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ

Теоретическая значимость работы: выявлены эффективные условия формирования основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Были систематизированы знания об опасных для человека объектах живой природы, опасных явлениях природы, отношениях живых организмов друг другу и к человеку. Вся собранная информация была адаптирована на дошкольный возраст.

Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания.

Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде – результат специальной организации педагогического процесса.

Для решения поставленных задач были определены направления образовательной работы:

– воспитание мотивационной безопасности жизнедеятельности;

– формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления;

– формирование компетенций безопасного поведения;

– формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

– формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;

– формирование психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности [23, с. 20-26].

Успешному воплощению ведущей идеи опыта способствовала совместноя деятельность воспитателя и детей.

Методы и приемы воспитания отбирались исходя из:

– специфики содержания опыта;

– подхода к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность позволяла решать задачи по формированию экологически грамотного поведения детей.

Работа по формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде осуществлялась в процессе долгосрочной проектной деятельности «Азбука безопасности в природе».

При реализации идеи опыта использовались следующие методы и формы работы:

Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстративного материала, гербария, просмотр обучающих и научно-популярных фильмов, презентаций, соответствующих возрасту детей.

Словесные: беседа, обсуждение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, составление рассказов, сочинение экологических сказок, разгадывание загадок.

Игровые: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игровые обучающие ситуации.

Практические: эксперименты, опыты, трудовая деятельность, изодеятельнось

Ведущая деятельность дошкольного периода – игра. Поэтому в любую деятельность дети были вовлечены через игру. В игровых обучающих ситуациях формировались знания у детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения в природе, осознанно-правильное отношение к потенциально опасным объектам и явлениям природы: ребенок может сам сказать, почему надо так поступать или объяснить запрет взрослого в конкретном случае.

Для эффективности процесс обучения проходил через интеграцию образовательных областей наполненных экологическим содержанием: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО [26], так как экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни. В своей работе я использовала технологии экологического воспитания, предложенные С. Н. Николаевой, они построены на одном и том же материале и различаются объемом и сложностью отдельных мероприятий для разных возрастных групп детей [18].

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности. Это требует скоординированных действий педагогов и родителей [3], [22, с. 157].

Большинство родителей группы я старалась вовлечь в проектную деятельность. Было проведено анкетирование «Отношение родителей к проблеме ответственного и безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе», подготовлены информационные материалы.

В рамках повышения родительской компетентности проводилась работа по актуализации и дополнению представлений родителей о требованиях к безопасности детей, современных подходах к ее обеспечению, о вопросах психологической безопасности детей; об избегании опасных ситуаций на прогулке, во время пребывания в лесу, у реки, на морском побережье. Обращалось внимание членов семей воспитанников на необходимость использования в ходе обучения методов и приемов, соответствующих возрастным возможностям дошкольников.

Повышение уровня культуры безопасности родителей должно находить проявление в возникновении у них самоконтроля, ответственности при выборе отдельных действий, моделей поведения. Взрослые члены семьи должны неукоснительно соблюдать базовые правила безопасности и последовательно требовать этого от ребенка. Это и есть начальный этап формирования необходимых навыков безопасного поведения.

Обучение через семью позволило значительно расширить содержание и объем работы за счет формирования ряда необходимых практических умений в семье. Известно, что именно в семье формируется мотивация безопасного поведения, семье принадлежит ведущая роль в становлении осознанного позитивного отношения ребенка к собственному здоровью и безопасности. Именно родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка. Если родители не будут являться образцом безопасного поведения, эффективность работы педагогов по формированию основ культуры безопасности будет невысокой.

Роль семьи определяется также тем, что дети не обладают способностью переносить полученную в ходе просмотра мультфильмов, фильмов, слушания сказок и рассказов информацию в реальные условия. Родители же имеют возможность осуществлять обучение на практике: знакомить с особенностями внешнего вида опасных для человека растений, животных, грибов в живой природе.

В ходе совместной проектной деятельности я старалась вовлечь родителей вместе с детьми в такие виды деятельности как конкурсы семейных тврческих работ, семейные мини-проекты, экологические субботники. Им предоставлялась информация по теме «Как рассказать детям об опасных насекомых (грибах, растениях, явлениях природы?» в родительском чате «Как следует объяснить», регулярно в соответствии с временем года в родительскй чат группы выкладывала памятки «Осторожно, тонкий лед!», «Зимние забавы и безопасность», «У воды и на воде», «Осторожно, солнце!» и др. Был подготовлен список литературы «Что читать детям?», картотеки загадок, картинки-раскраски по темам проекта в соответствии с возрастной группой.

Успех этого направления воспитания зависит от уровня общей культуры и экологической компетентности родителей воспитанников, согласованности усилий семьи и ДОО.

Анализ результативности

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической культуры.

Показателями экологической культуры являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Дети знают и рассказывают, как надо вести себя в тех или иных ситуациях, стараются осознанно выполнять правила безопасного поведения в природе. Дети усвоили, что в природе не бывает полезных и вредных организмов, такими они считаются только по отношению к человеку. Каждый организм занимает свою экологическую нишу и играет свою важную роль в природе, где нет ничего лишнего, бесполезного, ненужного. Они усвоили, что в природе встречаются опасные объекты и явления для человека. С такими природными объектами нужно обращаться осторожно. А для того, чтобы стихийные явления природы не насли вред здоровью, нужно знать и строго соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Была проведена диагностика в каждой возрастной группе.

Так в средней группе на начало учебного года результаты были следующие: средний уровень показали 48% обследованных детей, низкий – 52%, детей с высоким уровнем не выявлено; на конец учебного года результат был следующий: высокий – 58%, средний – 42%, детей с низким уровнем не оказалось.

В результате проведенного комплекса мероприятий по формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде мы с детьми пришли к следующим результатам:

– дети четко различают одобряемые и не одобряемые взрослыми действия, понимают, что делать нельзя, правильно выполняют разрешенные действия;

– знают большинство предусмотренных программой правил, могут их воспроиз-

вести самостоятельно, понимают их суть;

– соблюдают правила вне зависимости от внешнего контроля;

– самостоятельно воспроизводят сведения о знакомых потенциально опасных объектах и явлениях природы, выбирают знакомые способы избегания и выхода из них, демонстрируют понимание сути опасной ситуации.

В старшей группе были получены следующие результаты:

на начало года были получены те же результаты, что и на конец учебного года в средней группе: высокий уровень – 58%, средний – 42%, детей с низким уровнем не оказалось.

На конец учебного года результаты стали следующими: высокий уровень – 59%, средний – 41%, детей с низким уровнем не выявлено.

Результаты в старшей группе:

– дети овладели большинством способов безопасного осуществления различных видов деятельности, предусмотренных программой. Самостоятельны при выполнении широкого круга действий, в т. ч. в нестандартных ситуациях, ориентированы на выбор безопасных способов деятельности;

– имеют систематизированные представления на уровне понимания, развитую мотивацию, способны соотнести свои действия с эталоном, в большинстве случаев объективны в оценке своих действий;

– в большинстве случаев способны детально охарактеризовать развитие ситуации, увидеть возможные последствия, пояснить свое мнение. Четко различают реальные

и воображаемые ситуации.

В подготовительной группе на начало учебного года дети показали следующие результаты: высокий уровень – 59%, средний – 41%, детей с низким уровнем не выявлено.

На конец учебного года результаты стали следующими: высокий уровень – 67%, средний – 33%, детей с низким уровнем не выявлено.

Результаты в подготовительной к школе группе:

– у детей сформированы основные физические качества, двигательные

умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций;

–дети знают, как и к кому можно обратиться за помощью, знают телефоны экстренных служб, свои данные;

– правильно выбирают действия по ситуации, осуществляют их в тренинговом режиме, владеют элементарными способами оказания помощи и самопомощи;

– вне зависимости от внешнего контроля действия определяются первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения;

–дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения возникших проблем самостоятельно в соответствии с особенностями ситуации.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В современном обществе многие взрослые, в том числе и родители воспитанников, природу рассматривают лишь с точки зрения пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя значительнее их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам.

«Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду, а субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно-этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности» [18, с. 105]

Возникновение проблемных ситуаций бывает связано с выбором взрослыми не верных тактик воспитания, моделей поведения. «Прежде всего важно понимать, что дошкольники осваивают не столько систему знаний, сколько модели поведения. Образцами служат значимые для них взрослые, в первую очередь родители» [23, с. 25].

Поэтому не редко возникают противоречия между воспитанием в семье и воспитанием в дошкольной организации.

Другая проблема: в обществе существует стереотип «вредные и полезные животные и растения». Поэтому у детей формируется негативное отношение к хищным зверям, ядовитым грибам и растениям. Такой стереотип оказывает негативное влияние на формирование у детей представлений об объектах живой природы, в результате у дошкольников формируется представление о том, что «вредные» животные (растения) не нуждаются в охране, они не нужны, их можно уничтожать [22, с. 42-61].

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 20:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование основ экологически грамотного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей природной среде»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД