Лучший педагог года

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников

Артамонова Надежда
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников

1 слайд

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 96

«Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Составила: воспитатель 1кв. кат Артамонова Надежда Федоровна

2 слайд

Свое выступление хочу начать со слов Антона Семеновича Макаренко «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям,желание поделиться, способность к самоограничению

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

и привычку тратить их разумно»

А. С. Макаренко

Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

3 слайд

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Они как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

4слайд

Новизна:

Использование блочной системы, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Построила свою работу по Августа Алексеевна Смоленцева предлагает работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности разделить на восемь экономических блоков

1 блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Данная работа планируется в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДОУ (НАПИСАТЬ)

6 слайд

Поставила перед собой цель: Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность

7 слайд

Были определены задачи

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

3. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

5. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

6. Знакомить родителей с данной темой с целью повышения финансовой грамотности дошкольников.

9 слайд

Этапы работы

1Подготовительный- определение проблемы, подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности знаний, умений, навыков.

2Организационный- определение содержания и объема работы: изучение, анализ литературы интернет- ресурсов, подбор программно- методического обеспечения и демонстрационного материала, создание предметно- развивающей среды, разработка перспективного плана работы.

3. Основной-

апробация опыта работы

4. Заключительный-

результативность, решение противоречий.

10 слайд

Работу по данному направлению построила через изучения литературы основываясь на исследованиях таких авторов, как Ю. А. Антонова, Е. А. Курак, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова,

И. А. Сасова, А. А. Смоленцева и др., по проблеме формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. А также авторов, рассматривающих особенности и правила применения проектной деятельности в дошкольном учреждении : Е. С. Евдокимова, Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Л. Л. Тимофеева и др. Как отмечают авторы успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник –родители.

11 слайд

Модернизировала развивающую предметно-пространственной среду, которая обеспечивает обогащение детского развития социальными знаниями о людях труда, семейных ценностей, позволяет овладеть знаниями в мире финансов и цифр.

Для организации сюжетно-ролевых игр – подобрала тематическое игровое оборудование (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, и т. п.) Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

Разработала учебно-методический комплект, дидактический материал в формировании социальных представлений о людях труда, профессиях и финансово-экономических отношениях

Методы и приёмы реализации работы–

С детьми-

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах. Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной подбираю интересные формы занятий. В первую очередь включаю в их структуру игровой компонент.

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы.

Процесс экономического воспитания реализую через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки, кроссворды и т. п., что делает процесс познания экономики интересным и доступным.

Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном.

А сделать экономику понятной помогают нам комплексно-тематические занятия по математике, речевому развитию, экологии.

Игровые занятия имеют форму «путешествия»

Познавательные занятия, такие как «Что такое деньги»-знакомила с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.

«Размен денег» - раскрывала сущность понятия «размен»; закрепляла понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; развивала у детей умение устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; выполнять практические действия по размену денег.

«Труд. Заработная плата. Профессии»- раскрывала сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточняли названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепляла у детей представления о профессиях города; развивала умения устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывала бережное отношение к труду;

Занятие на тему: «Бюджет семьи», «Магазин. Виды магазинов» - вводила в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин».

На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.

12 слайд

Значительное место в работе по введению дошколят в мир экономики отводим сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Из русских народных сказок и из авторских современных дети узнают о таких экономических качествах личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

13 слайд

Особенный интерес был вызван сказкой Т. Поповой, О. Меньшовой «О том, как Миша стал бизнесменом». Эта занимательная экономическая история стала интересна не только детям, но и родителям.

14 слайд

Дети слушают сказки и рассказы экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». Развиваем умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитываем настойчивость, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности.

Запомнить на первый взгляд трудные экономические термины помогают нашим детям интересные стихотворные рифмы, например: И врачу и акробату выдают за труд (зарплату), люди ходят на базар, там дешевле весь (товар, за сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (кассир).

15 слайд

Занятие по экономике проводим и в форме экскурсии. Например, приглашаю дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов.

16 слайд

. Сделать экономику доступной помогает сюжетно-ролевая игра. Так, уже дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя.

17 слайд

Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг, кафе. Все эти действия включаю в занятия. При этом проговариваю все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Также используем условные деньги — календарики, открытки, игрушечные банкноты.

Предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Магазин предлагает не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, вместе с детьми изготавливали ценники для товаров.

В ходе такой игры периодически создаю для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

18 слайд

В занятия также активно включаю дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.).

Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Игра «Профессии» знакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами

Дидактическая игра «Доходы-расходы». Цели: воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие

19 слайд

Расширяю у детей круг экономических понятий.

1. Ребята познакомились с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. 2. Ввела понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).

3. Познакомила детей с понятием «валюта», рассматривали альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

20 слайд

Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Дошкольникам интересно узнавать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

21 слайд

Трудовая деятельность Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом я способствую формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминаю выключать воду при мытье игрушек).

Постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги).

22слайд

С родителями- родительские собрания, консультации, совместные занятия.

.

. Были проведены беседы, консультации, оформлен информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний о необходимости финансовой грамотности дошкольников, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей»-для обогащения педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей, привлечения к обмену опытом. Убедить родителей в важности экономического воспитания.

23 слайд

Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

24 слайд

Ожидаемые результаты

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

В мае планируется проведение заключительного мероприятия «Ярмарка».

25 слайд

спасибо

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 17 января 2021 в 22:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД