Елена Бахмацкая
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Ход
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через сказки» размещена в разделах
И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Все мы выросли на старых добрых сказках. Я думаю, вы согласитесь со мной, что сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.
В своем мастер - классе я хочу показать, как с помощью сказок обучаю детей основам безопасной жизнедеятельности.
(Звучит мелодия из программы «В гостях у сказки»)
- Вы узнали мелодию? (Да) Из какой передачи? («В гостях у сказки»)
- Сегодня я попытаюсь ненадолго вернуть вас в детство.
- Предлагаю разделиться на четыре группы.
- Выберете иллюстрации.
- Определите, из какой они сказки.
- Вспомните ее содержание.
- Назовите свои сказки.
(Каждая группа называет выбранную сказку)
- Теперь найдите, на Ваш взгляд, картинку с самой опасной ситуацией.
- Приготовьтесь обыграть ее.
- Какая группа готова к представлению?
- Вы будете главными героями, а я - сказочницей. Сказка начинается!
(Подхожу к первой группе участников)
Сказочница : Выберите маски.
Сказочница : Ваша сказка. («Волк и семеро козлят»)
Сказочница : В маленькой избушке
На лесной опушке
Жили дружно, поживали
Коза с козлятами.
Коза в лес уходила есть травку шелковую, пить воду студеную. А козлятам строго - настрого наказывала: дверь не открывать, никого не пускать. Вот прослышал волк, что козлятки одни дома остаются, и решил их съесть. Подошел волк к избушке и запел тоненьким голосом:
Волк: Козлятушки - ребятушки
Отворитеся, отопритеся
Ваша мать пришла,
Молока принесла…
Сказочница : Не послушались козлятки маму и открыли дверь. Забежал волк и съел всех козлят.
Сказочница : Какое правило исходит из этой ситуации?
Персонажи сказки : Не открывать дверь незнакомым людям.
Сказочница : Найдите картинку, соответствующую этому правилу.
Сказочница : Урок такой не забывайте: Дверь чужим не открывайте.
Сказочница : Предлагаю из этих правил построить дом безопасности. Ваше правило - часть стены этого дома. Поставьте картинку на доску.
Сказочница : Следующая сказка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Выбирайте маски.
Сказочница : Вот и пошли сестрица Аленушка и братец Иванушка работу искать. Идут: солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Говорит Иванушка: «Сестрица Аленушка, очень пить хочется».
Аленушка: «Не пей, братец, козленочком станешь»
Сказочница : Не послушался Иванушка, напился водицы из козьего копытца и стал козленочком.
Сказочница : Какое правило усвоили из этой ситуации?
Персонажи сказки : Не пить воду из грязных водоемов и слушать старших.
Сказочница : Найдите картинку, соответствующую вашему правилу. Поставьте ее в дом безопасности.
Сказочница : Воду грязную не пейте,
Животы свои вы пожалейте.
Взрослых слушаться должны,
Их советы вам нужны.
Сказочница : Следующая сказка. «Колобок». Выбирайте маски.
Сказочница : Испекла бабушка Колобок и положила на окошко студиться. Лежал, лежал Колобок, надоело ему лежать, он и покатился: с окошка на лавочку, с лавочки за калиточку и покатился в лес. Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса.
Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня лиса, послушай, какую я спою тебе песенку:
Я Колобок, Колобок, на сметане мешен, по сусекам скребен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел, от медведя ушел,
И от тебя, лиса, уйду.
Лиса: Какая красивая у тебя песенка, да вот беда: старая я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок.
Сказочница : Прыгнул Колобок лисе на нос и запел:
Колобок: Я Колобок, Колобок.
Сказочница : А лиса его «Ам» и съела.
Сказочница : Какое правило вытекает из этой сказки?
Персонажи сказки : Не уходить далеко от своего дома.