Наталья Полуян
Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)
«Формирование нравственных ценностей – приоритетная задача воспитания современного дошкольника».(из опыта работы)
Проблема нравственного воспитания дошкольника является актуальной в современном образовании. Задачи по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Публикация «Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах
Основная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы воспитать в личности ребенка такие социально значимые качества, как долг, совесть, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании. Согласно «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России»– нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием духовно- нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях и в семье.
В современном обществе произошли колоссальные изменения ценностных ориентиров : поменялись жизненные приоритеты, произошла деформация моральных норм и нравственных установок. В связи с этим встает важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения уже в период детства. Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления. И здесь важно обеспечить систему формирования нравственных качеств дошкольников.
Что такое система? Это целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества.
Система работы по формированию нравственных ценностей детей дошкольного возраста в ДОО № 5 включает следующее:
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах. Важным направлением работы с детьми дошкольного возраста является краеведение – ознакомление с родной страной, культурным и историческим наследием России.
В группах созданы центры…
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Оформлены уголки кубанского быта, макеты казачьей хаты.
Мы, педагоги, знакомим детей с историей и бытом народа Кубани, казаков с их праздниками, обычаями и традициями, приобщая их к народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности.
Также наши дети посещают Музей семьи Степановых. сотрудничаем с районной детской библиотекой, с юнармейцами СОШ № 4, с эколятами –дошколятами ДОО № 11, Пожарной частью города, отделом ГИБДД, районным советом ветеранов.
Родители, воины срочной службы. Ветераны педагогического труда, труженики тыла – частые гости в детском саду.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает чувство сопереживания радости, а затем уже сопереживание горя. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые в беседах с детьми рассказывают о своих успехах в трудовой деятельности, приводят примеры добрых поступков детей, вместе с детьми участвуют в акциях «Поможем ветерану», «Сделаем подарок пенсионеру»…Еще -O-?
В деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка, главное – знать, что любовь завоевывается преимущественно любовью. И нельзя забывать, что нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно совести. Мы разъясняем детям нравственные правила, принципы и нормы, и своим примером демонстрируем их на практике, чтобы он мог отличить плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины! Гимны России и Кубани поем вместе с детьми, совместно со взрослыми дети участвуют в субботниках, в оформлении групп и участков к праздникам, в ремонте книг, в отправлении посылок детям Донбасса…
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них. Традиции моей семьи, герб моей семьи, в семье есть герой или участник войны- такие беседы проводим с детьми, формируя у них интерес к истории своей семьи, воспитывая уважение к старшим и гордость за их успехи.
Как научить ребенка любить место, где он родился, живет? Экскурсии по городу, просмотр видео о достопримечательностях города, района, оформление альбомов, рисование, встречи с интересными людьми ….Все это формирование начал любви к большой стране Росcии
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, подмены понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок для детей дошкольного возраста.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание материала для восприятия и понимания отобрано воспитателем, какие методы и способы используются. В нашем ДОУ мы используем следующие методы:
– Методы формирования сознания личности – разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения.
– Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.
– Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка – познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание.
В практической деятельности педагоги, выбирая методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами, содержанием в целом в соответствии с ФГОСДО. При этом большое значение имеет возраст детей. Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей – это игра.
Наши дети играют в пограничников, моряков, ….
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, ее людьми. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.
Главной целью выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Поэтому система работы включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке и патриотические чувства, и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Большая роль в воспитании нравственных ценностей уделяется Дню Победы. Масштабная проектная и исследовательская работа ведется в старших группах и среди сотрудников, оформляются стенды и выставки, пополняется книга Памяти.
Дети каждый год, несмотря на погодные условия, возлагают цветы к вечному огню, выпускают в небо шары и выступают на мини-митинге. Хочу отметить, что традицией нашего ДОУ стало высаживание сирени в честь Победы в Великой Отечественной войне, и праздник с участием ветеранов войны и тружеников тыла. Участниками театрально-танцевальных композиций являются и воспитанники, и педагоги, которые начинают приобщать и вовлекать дошкольников в происходящее уже со средней группы. А родители, являясь неотъемлемой частью воспитательного процесса – всячески поддерживают нас в этом начинании.
Воспитание в детском саду невозможно без взаимодействия с родителями. В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому обязательно ведётся знакомство с народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха и другие.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственном воспитании детей проходит также через беседы, круглые столы, образовательную деятельность и совместные мероприятия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Совместная деятельность педагогов и родителей позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять кругозор, но и повышает педагогическую грамотность родителей.
В результате такой системы в работе постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Возрождение духовно-нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России. И если говорить в двух словах, как надо воспитывать своих детей? Я отвечу: своим примером!