Изюмова Наталья
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Но как же сделать работу болееинтересной и доступной детям? Главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Не только сам праздник детям приносит радость, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с историей, костюмами, народным творчеством.
Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию эта деятельность разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.
Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании в РФ», «О днях воинской славы (победных днях, Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетьями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Задача педагогов– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к явлениям общественной жизни, доступным ребёнку.
Патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.
Неоспоримое значение для воспитания патриотических чувств у детей имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе. В группе могут быть оформлены специальные зоны : для детей младшего возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной район); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с районом, страной, государственной символикой.
Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, можно использовать различные методы и приемы в ходе досуговой деятельности :
• игровые - познавательные занятия, как в игровых помещениях, так и на улице на тему: «Моя семья», «Мой город»,«Дом в котором я живу» и др. ;
• беседы на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес», «Что ты видел по дороге вцентр», «Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии» и другие;
• творческие рассказы детей на тему : «Что было бы, если я был взрослый», «Три богатыря»;
• работа с этнокалендарем (включение в план праздников этнокалендаря);
• совместные праздники с родителями в группе;
• встречи с интересными людьми, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ;
• вечера устного народного творчества, где дети заучивают потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки, былины;
• обыгрывание русских народных сказок;
• вечера хороводов и народных игр;
• экскурсии в музей, в библиотеку, на стадион, в парк;
• изготовление детьми подарков для родных и близких к 23 февраля, 8 марта.
Надо, чтобы стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организовывая культурно-досуговое мероприятие, всегда надо стремиться, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность является эффективной формой в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.