МААМ-картинки

Формирование нравственно-патриотических чувств посредством изучения традиций и культурного наследия малой Родины — Алании

Марина Габараева
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством изучения традиций и культурного наследия малой Родины — Алании
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольнов посредством изучения традиций и культурного наследия малой родины.

Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин; закреплять представление о национальной символике; прививать детям чувство любви к Родине, к родному краю; формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;. Воспитательные: воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа; прививать любовь к родному языку. Воспитывать уважение к национальной культуре. Развивающие: Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры и традиций.

Методы и приёмы. Наглядные: рассматривание иллюстраций; рассматривание флага и герба; презентации ; демонстрация наглядных пособий. Словесные : беседа; художественное слово; вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ. Игровые: игровые упражнения

.Практические : выполнение танцевальных упражнений.

Оборудование[/b]: проектор, экран, компьютер, презентация, аудиозаписи с местной национальной музыкой, предметы быта, национальная одежда.

Ход занятия:

Организ. момент. «Вот собрался наш кружок».

Сюрприз. момент. «Посылка» Звучит тихо осетинская музыка, (в посылке карточки с изображением гнезда, дупла, берлоги, норы.)2

Вопрос-ответ ; воспитатель-дети

-Ребята, посмотрите на карточки и скажите, что вы видите на них? – ответы детей.

-Кто в них живёт? – ответы детей.

-Где живёт птица? (В гнезде) – ответы детей. 3

-Из чего построено гнездо? (Из веток, соломы, пуха, меха, травы). – ответы детей.

-Кто построил птице гнездо? (Сама построила) – ответы детей.

-Где живет белка? (В дупле) – ответы детей. 4

-Кто построил белке домик? (Сама нашла дупло в старом дереве, нанесла в дупло травы, перья, мох) – ответы детей.

-Где живёт медведь? (В берлоге) – ответы детей.

-Кто ему нашёл дом? (Сам себе вырыл яму, натаскал веток, листьев и достроил себе жилище) – ответы детей.

-Как вы думаете, они любят лес, в котором они живут? (Да) – ответы детей.

-А гнездо, берлогу, норку? (Да) – ответы детей.

-Хорошо, что у всех зверюшек и птиц есть свои дома. Это их малая Родина, а лес – большая родина.

Восп; Дети, как вы поняли,сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной.

Воспитатель-дети; ответы в сопровождении слайдов из презентации.

-Ребята, а у вас есть дом? – ответы детей.

- А как называется место, где наш дом находится,наш с вами поселок в котором мы живем,ходим в д/с? (заводской) Кроме поселка у нас есть главный город,

-А как называется главный город нашей малой родины? (Владикавказ - Дзауджикъау)- что означает владеть Кавказам. Владикавказ – наш город! Какое красивое имя носит наш город.

-А кто же мне скажет, как называется республика в которой мы живем (Северная Осетия-Алания.) «Наша республика по - осетински называется Иристон, нам повезло, что мы живём в таком удивительно красивом крае.

-А как называют жителей нашей республики (осетины) – что переводится как ИРОН.

- А Какая река протекает у нас на малой родине (Терек) Наш Терек берет свое начало высоко в горах и делит нашу республику на две части т,к. протекает прямо по середине нашей малой родины.

- А Как называются самая высокая гора, которую мы видим со двора детского сада? (Казбек)

Восп; Как у всех государств, республик и городов у нас тоже есть своя национальная символика!

-Какие символы нашей малой родины вы знаете (флаг, герб, гимн) (Слайд 2)

-А кто из вас мне скажет какие цвета есть у нашего флага? (ответы детей) (Слайд 2)Его цвета означают:

• Белый цвет-цвет моральной чистоты;(мудрости)

• Красный цвет-цвет воинской доблести;(мужества)

• Желтый цвет-цвет изобилия, богатство (милосердия).

Воспитатель: «Ребята, а кто изображен на гербе Осетии?» (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс? (Слайд 2)

Дети;(Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означает, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.)

Восп; Это круглый щит на красном поле. По золотой земле идет золотой барс с черными пятнами на спине. На заднем фоне видно семь серебряных гор.

-Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.(дети встают при прослушивании гимна и объясняют почему) Согласно закону о государственном гимне, он должен звучать во всех торжественных случаях, на спортивных мероприятиях, во время поднятия флага и др. Его необходимо слушать стоя. А мужчины должны снимать головной убор во время звучания гимна!

Стихотворение про родину; К. Л. Хетагурова

Физ. минутка.

Къах лаеууы, лаеууы, лаеууы (стоят на месте)

Къах цаеуы, цаеуы, цаеуы (идут по кругу)

Къахта згьорынц, згьорынц, згьорынц (бегут)

Къахта кафынц, кафынц, кафынц (танцуют)

О мае къахтае, гыццыл къахта (садятся, обхватив ноги).

Воспитатель: «У Нас Очень Красивая Малая Родина. Нам От Наших Предков Передалось Очень Много Традиций И Культурного Наследия.

Если кратко, осетинские традиции и обычаи основываются на чести, достоинстве, уважении к женщинам и представителям старшего поколения.

Восп;- Дети, а как вы понимаете слова честь и достоинство? (Честь, как чистая одежда – если вы ведете себя правильно, и ваша честь чиста, без пятен, а вот плохие поступки пачкают.)

Восп: Особое отношение у осетин к старшим. (Их уважают и почитают. В Осетии принято уступать место старшим в транспорте, а также уважительно вставать при появлении старших. При встрече, мужчины Осетии, в знак уважения, приветствует друг друга рукопожатием. Даже с незнакомыми людьми. Гости республики всегда восхищаются этой традицией.)

Восп: Ну раз мы заговорили и вспомнили про гостей, то расскажу вам, что Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Постановочная Сценка с гостем в сопровождении рассказа воспитателем;

«Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги (Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли - бесконечности - законченности) Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)

и национальные напитки, (домашнее пиво и аракъа). Этот национальный слабоалкогольный напиток, можно пить и взрослым и детям. Оно невероятно вкусное и полезное. Вообще пиво в Осетии – самое вкусное, потому что его делают по старому рецепту и с горной родниковой водой) .

Сейчас на экране мы с вами видим Дзыкка – это сытная сырная каша, Цахдон – это острый сметанный соус из листьев перца. Далеко за пределами Осетии известен осетинский сыр. Как и на всём Кавказе, в Осетии распространён шашлык (физонаг) на торжествах. Как я сказала ранее -самый популярный из пирогов — пирог с мясом, фыдджын — обязательное блюдо на званых обедах.»

Все блюда осетинской кухни готовятся с добавлением традиционных национальных специй. Разнообразие исконно осетинских блюд небольшое, но все они чрезвычайно вкусные.

Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. Хотя свежее мясо, овощи,фрукты всегда были у осетин в наличии т,к. раньше продукты нельзя было купить они сами занимались земледелием и скотоводством. Они держали табуны лошадей, стада коров, отары овец.

Еще один обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

• Стол признается святым местом, и поэтому главный закон застолья – полный запрет как на сквернословие и ругань.

• Все участники застолья рассаживаются по строго определенному порядку в соответствии с заведенными обычаями.

• Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал.

• Не принято появляться за столом в неподобающей одежде.

• Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трех обязательных тостов.

• Запрещено выпивать в промежутках между тостами, а также своевольничать, произнося тосты по собственному усмотрению.

• Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.

• При всем обилии застольных тостов запрещается напиваться допьяна: большего позора для осетина стоит еще поискать.

• На застольях в честь традиционных праздников запрещается подавать блюда из свинины, хотя в повседневной пище она вполне допустима.

Восп: дети, а какой почетный праздник в нашей республике отмечают на этой неделе?

(один из самых почетных праздников Джеоргуыба. Особа почетное место среди осетинских святых занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных. Этот праздник осетины отмечают в конце осени, после сбора урожая.)

Как и любая семья в Осетии, наша семья с большим почтением отмечает все национальные праздники. В такой день бабушка печет заветные три пирога, мама накрывает на стол, а папа с чашей пива возносит молитвы в честь праздника.

ВСЕ ПРАЗДНИКИ ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЮТСЯ ТАНЦАМИ. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах. Весьма широким распространением пользуется в наше время старинный массовый танец Симд, он отличается торжественностью и строгой величавостью движений.

Итог занятия.

Ребята, о чем мы с вами говорили? (о малой Родине).

-Что нового узнали для себя?

Воспитатель: Вот как много мы знали о традициях осетинского народа. Как жили, как встречали гостей, как праздновали и празднуют. Ни один праздник в Осетии не обходится без угощения- без традиционных трех пирогов. И мы сегодня тоже угощаем вас!

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством изучения традиций и культурного наследия малой Родины — Алании
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 18:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств посредством изучения традиций и культурного наследия малой Родины — Алании» (включая файлы) размещена пользователем Марина Габараева (УИ 3112581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД