Надежда Шуряева
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность здоровья для человека, стремиться к здоровому образу жизни.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно в детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте, так как это позволит организму ребенка накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Актуальность:
Здоровье человека всецело зависит от его образа жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относится к самому себе,сохранять, развивать и приумножать, то что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни (слайд 2)
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны. (слайд 3)
Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни- это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укреплению здоровья (слайд 4)
Цель:
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Формировать представление о ЗОЖ у детей дошкольного возраста через все образовательные виды деятельности
2. Расмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников.
3. Развивать у детей интерес к сохранению и укреплению ЗОЖ.
4. Прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки.
5. Создавать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний и умений навыков.
6. Привлечь родителей в организацию в совместной с детьми деятельность по обобщению знания о физической культуре в целом.
Компоненты здорового образа жизни : Режим дня, закаливание, питание, физические занятия, благоприятная психологическая обстановка.
Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни :Уроки здоровья, игры и игровые ситуации, беседы с показом презентаций и мультфильмов,театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, физкультурные досуги, праздники, прогулки, физминутки, утренняя и бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры и самостоятельная деятельность.
Здоровье человека закладывается с детства и поэтому особенно важно соблюдать правильный рацион питания и вести здоровый образ жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и образе жизни, способствовать пониманию того, что это должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Для эффективной реализации задач и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста есть центр «Физической культуры и здоровья» со спортивно-игровым материалом. Мы имеем и используем физкультурно-игровые пособия (мячи, скакалки, гантели детские). Так же инвентарь для организации подвижных и спортивных игр (кегли, кольцеброс).
Утро в разновозрастной группе нашего детского сада начинается с проветривания помещения, детей принимаем в облегченной одежде. Мы опрашиваем родителей о самочувствии детей. В течение дня группа кварцуется, проветривается согласно графику, соблюдается питьевой режим. Утренняя гимнастика проводится для того чтобы поднять эмоциональное самочувствие детей. Мы проводим е в различной игровой форме : традиционной, игровой, музыкальной.
Физкультурные занятия проводятся регулярно в нашей группе. Имеются картотеки подвижных и спортивных игр, гимнастик, динамических пауз. На занятиях соблюдается принципы постепенности, повторности и системности физических нагрузок. Обязательно на каждом занятии проводятся физкультминутки. Они создают бодрое настроение у детей. (слайд 12)
Ежедневно в первую и вторую половину дня дети выходят на прогулки. В летнее время проводим закаливающие мероприятия: босохождение, игры с водой,и др.
После дневного сна мы проводим гимнастику пробуждения из 4-6 упражнений, лежа или сидя в постели, потом дети встают и проходят по массажной дорожке.
Культурно-гигиенические навыки наши дети усваивают под руководством воспитателя. В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Провели беседы с детьми по темам: «Что такое здоровое питание?», «Питание и здоровье», «Самые полезные продукты – овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда», «Витамины я люблю- быть здоровым я хочу». К детям приходил врач с целью: дать детям представление о связи рациона питания, здоровья человека, закрепить у детей знания о полезных свойствах овощей и фруктов, витаминах, их пользе для здоровья. Играли в дидактические игры «Полезно - вредно», «Что нам нужно для здоровья», «Если кто-то заболел».В ходе проведения дидактических игр систематизировали представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, закрепляли знания о предметах личной гигиены и их предназначении, закрепили у детей знания и умения по оказанию первой помощи, закрепили знания о полезной пище, о витаминах и их пользе для здоровья человека, о культуре питания. В детском саду проходят спортивные мероприятия:«День здоровья», «Будующие защитники», «Будущие космонавты». С детьми много читали художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; М. Грозовский «Распорядок дня»; С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный…»; Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим»; стихи Еремеевых «С чего начинается утро», «Для чего нужна зарядка», Месилова Вера Петровна «Цикл сказок для детей "Будьте все здоровы!" Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», «Руки мой перед едой», «Водные процедуры», «Все делай вовремя дружок», «Одевайся по погоде»; С. Михалков "Грипп", «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка». Остер Г. «Петька –микроб» Ю. Тувима «Овощи». Знакомились с пословицами и поговорками по теме. Смотрели мульфильм и видео фильмы «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье», «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья» : «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок», «Дедушка и внучек», «Приходи на каток», «Самоделкин спортсмен», «Футбольные звезды», «Чемпион», «Шайбу».
К детям в гости приходила медсестра ФАП Фахретдинова Е. И., она рассказала детям о том как важно следить за своим здоровьем, чтобы не заболеть, рассказала о своей работе и показала детям медицинский инструментарий.
Работа с семьей.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей. В раздевальном помещении группы постоянно обновляются консультации, рекомендации, папки-передвижки по укреплению здоровья детей,раздаются буклеты. Вся информация дублируется в WattSap, в группу родителей. Родителей ознакомлены с такими консультациями,как «Здоровый образ жизни Ваших детей», «Правильное питание – залог здоровья», «Памятка для родителей по организации питания ребенка дошкольного возраста», «Будь здоров», Прививка против гриппа», «Как передается грипп», «Медицинская маска» «Иммунитет. Как укрепить здоровье» Так же вывешиваются в приемной творческие работы детей по данной теме, была оформлена фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни», «Полезная и вредная еда», «Овощи и фрукты –любимые продукты» В том случае, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников. Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за сво здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.