Получи документы

Формирование навыков предметно-манипулятивной деятельности у детей-инвалидов

Тялина О.В.
Формирование навыков предметно-манипулятивной деятельности у детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.

Публикация «Формирование навыков предметно-манипулятивной деятельности у детей-инвалидов» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей, т. к. руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельность передвижения, ставят больного ребёнка в полную зависимость от ближайшего окружения.

У детей с ДЦП отмечается :

1. Нарушение координации движения глаз и рук.

2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.

6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.

8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.

9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца).

10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.

11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.

12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.

Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми.

1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.

2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).

3. Регулярность (ежедневность).

4. Соблюдение охранного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).

5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.

6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики.

1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

Организация работы

1. Длительность.

2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.

3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.

4. Многократное повторение.

5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».

6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.

7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки).

8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.

9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок).

10. Обязательно поощряйте детей.

Игрушки для развития мелкой моторики:

Различные пирамидки, матрёшки.

(помогают развитию мелкой моторики, логического мышления, освоению новых форм и размеров, а также цветов, развитию тактильной чувствительности).

Кубики.

(с их помощью можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки; способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитию внимания и логики).

Рамки и вкладыши.

(пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка).

Фигурки на магнитах.

(способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления; могут быть в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур).

Сортеры (объемные геометрические формы).

(дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия; развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами).

Доски Сегена.

(деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы; способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия ребенка).

Средства развития мелкой моторики:

1. Массаж кистей рук и пальцев (массажёры).

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Упражнения с мячиками, шариками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковые игры.

6. Игры с пластилином, тестом, глиной.

7. Рисование, раскрашивание.

8. Аппликация

9. Игры с бумагой.

10. Игры с конструктором, мозаикой.

11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

12. Игры с крупами.

13. Шнуровки.

14. Игры со счётными палочками, спичками.

15. Игры с песком и водой.

16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

17. Игры с резинками, лентами.

18. Штриховка.

19. Пальчиковый театр.

20. Игры с прищепками.

Только всесторонняя деятельность будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей формируется более устойчивое внимание, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.

Помните! Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта!

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят

положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата предмета (с кулачкового на трёхпальцевый, щипковый).

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности Доклад на тему: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности».

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет в экспериментально-игровой деятельности Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации.

Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста, через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности Вопросы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством познавательной деятельности Мастер-класс по ПДД для педагогов-воспитателей. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников посредством игровой деятельности «Мойдодыр» АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении Важным условием социализации ребенка-инвалида, является его успешность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками оказывает влияние.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков предметно-манипулятивной деятельности у детей-инвалидов
Опубликовано: 22 марта 2019 в 13:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков предметно-манипулятивной деятельности у детей-инвалидов» (включая файлы) размещена пользователем Тялина О.В. в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД