Папки-передвижки

Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста

Алабугина Оксана
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного

возраста».

Воспитатель: Алабугина О. А

Уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вашему вниманию детский игровой тренинг, цель которого- развитие социальной компетентности ребенка, его коммуникативной гибкости. А в рамках этого вопроса как один из его аспектов конкретно будет рассматриваться вопрос формирования навыков бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста.

Почему мы выбрали эту тему?

Публикация «Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наш детский сад уже в течение 15 лет реализует личностно- ориентированную модель воспитания и образования детей. Эта модель предполагает выстраивание субъект- субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса в системах: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Эти отношения можно выстраивать только в игровом взаимодействии, где ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия.

Наша практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в рамках возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения.

Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

- сюжетно-ролевые игры;

- имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий процесс»;

- интерактивные игры (игры на взаимодействие: интерактивные игры на сплоченность, сотрудничество; игры на обучение эффективным способам общения; игры, отражающие притязание на социальное признание; игры, направленные на снятие конфликтности);

- социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтных ситуациях);

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика;

- просмотр и анализ фильмов, чтение худ. литературы с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Важным аспектом работы в этом направлении является также предоставление

возможности ребенку выговориться и послушать других. Это так называемая технология «прояснения» ребенком своей личной ситуации и нахождение способа преодоления трудностей. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель организовывает беседу в специально отведенном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок чувств», «Секретная комната»

Таким образом, воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов.

Мастер - класс

Детский игровой тренинг на формирование навыков конструктивного

взаимодействия детей дошкольного возраста».

Цель:Снижение агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста.

Здравствуйте, дети!

Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие по волшебной реке.

Но, прежде чем мы поплывем, мне очень хочется, чтобы вы встали в круг и поприветствовали друг друга необычно (не при помощи слов, а при помощи жестов и звуков).

Игра «Волна» (звучит музыка)

- Подул легкий ветерок и по нашей волшебной реке побежала волна (волна из рук).

Итак, наше путешествие началось.

Игра «Апельсин».

- Ребята, посмотрите, мы попали на волшебный остров, где растут большие, сочные, сладкие апельсины. Вы хотите с ними поиграть?

- Тогда присаживайтесь на теплый, золотой песок и закрывайте глаза.

- Представьте, что к вашей руке подкатился апельсин. Возьмите его одной рукой и крепко, крепко сожмите.

- Теперь к другой руке подкатился второй апельсин. И вы также начинаете из него выжимать сок.

- Опустите ваши руки, встряхните их, дайте им отдохнуть, и откройте глаза.

- Мне очень хочется, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями.

- Что вы почувствовали, когда сильно сжимали кулаки?

- Вам было приятно?

- А что вы почувствовали, когда ваши руки отдыхали?

Наше путешествие продолжается.

- И с острова апельсинов мы попали на остров сказок.

- Что за сказка здесь живет? Хотите с ней познакомиться?

- Сказка называется «Ежики». Послушайте ее.

Сказка «Ежики»

В большом лесу жила семья ежиков.

Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка очень любил баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные колючки, а у кого самые острые, у кого самая блестящая шубка, а у кого самая густая.

В общем, их споры были шумными, долгими и опасными.

- Почему опасными? – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.

- Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру.

- Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!

- И не подумаю! гордо отвечала Колючка.

- А будешь приставать, узнаешь, какие у меня острые иголки.

- А ты узнаешь, какие у меня! с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.

Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.

Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.

Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.

В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по своим норкам и молча залечивали раны. И хотя тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог носить звание «упрямый ежик – колючая иголка».

- Дети, скажите пожалуйста, о чем эта сказка?

- Кто из ежиков вам понравился больше всех? Почему?

- Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?

- Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?

Игра «Коврик доброты».

Пока я вам рассказывала эту сказку, я вспомнила, что недавно у нас в детском саду произошел такой же случай. Дети поссорились и подрались.

И вот сегодня я вам принесла коврик, но не простой, а волшебный. Он учит детей быть добрыми, дружными и разрешать споры не с помощью кулаков, а при помощи слов. Ведь не зря этот коврик называется «ковриком дружбы».

- Хотите посмотреть, как он действует и помогает детям?

- Присаживайтесь вокруг коврика, а двое детей сядут на коврик.

- Представьте, что у них произошла драка, они не поделили игрушку.

- Какие варианты разрешения этого конфликта вы можете им предложить?

Игра «Мусорная коробка»

- Дети, я вам предлагаю еще один способ освобождения от обид и злости. Вот в эту коробку мы будем складывать все некрасивые слова и обиды. Посмотрите, как с ней работать. Если у кого-нибудь из вас произошел конфликт, то мы будем его разрешать не при помощи кулачков, а при помощи слов, объясняя свое недовольствие. Нужно подойти к коробочке и прошептать свою обиду.

Спасибо большое за совместно пройденный путь. Мы с вами прощаемся со сказочной страной. Я надеюсь, что вы изменились, стали добрее, дружнее, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека. На прощание, я вам предлагаю сделать свой коврик доброты, чтобы он находился в группе всегда рядом с вами и помогал вам в трудную минуту.

До свидания!

Рефлексия

Дети рисуют на ватмане красками (коллективное панно).

Комментарии к детскому игровому тренингу.

«Игра на гармонизацию»

Игры на гармонизацию служат для создания благоприятного эмоционального климата, обстановки доверия, снятия внутренних зажимов. В данном случае игра на гармонизацию служит также способом введения детей в определенную игровую ситуацию, т. е. происходит ненасильственное привлечение ребенка в деятельность (действие от его потребностей и интересов)

«Игра «Апельсин»

Это определенная релаксационная техника, направленная на обучение ребенка способам управления своим гневом и снижения уровня личностной тревожности. Эта игра дает возможность ребенку на практике прожить полярные эмоциональные состояния (гнев, спокойствие, чтобы затем уметь распознавать эти состояния у других людей и действовать соответственно им.

«Сказка «Ежики»

Это сказка для детей, имеющих проблемы в общении, выражающиеся в неумении слушать и понимать собеседника, сопровождаемые чрезмерным упрямством и агрессией. Цель этой сказки: помощь в налаживании отношений с другими, осознание ценности партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними.

Игра «Коврик доброты»

Это техника искусственной конструкции конфликтной ситуации. Дети на собственном опыте проживают конфликт и учатся находить социально-приемлемые, конструктивные способы его разрешения. Эта техника похожа на технику ТРИЗ, здесь нет «неправильны», «неверных» ответов. Все ответы детей принимаются, систематизируются и делаются выводы.

Игра «Мусорная коробка».

Каждый из нас имеет право на негативные эмоции. Раньше нас заставляли их подавлять. Альтернативная медицина говорит, что подавленные эмоции являются причиной заболеваний. И поэтому нельзя подавлять негативные эмоции. Нужно детей учить грамотно высвобождать эти эмоции. И одно из таких упражнений «Мусорная коробка».

Рефлексия

Это анализ своего эмоционального состояния. Она бывает вербальный (при помощи слов) и невербальный (при помощи различных художественных средств).

Также при помощи рефлексии можно разрабатывать с детьми план работы на будущее (от интересов и потребностей). А это уже будет следующим шагом к проектной деятельности ребенка и взрослых.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем освещать вопрос «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». В своем историческом.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.

Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.

Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2018 в 21:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алабугина Оксана (УИ 1506707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД