Лучший педагог года Итоги 2024

Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста

Алабугина Оксана
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного

возраста».

Воспитатель: Алабугина О. А

Уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вашему вниманию детский игровой тренинг, цель которого- развитие социальной компетентности ребенка, его коммуникативной гибкости. А в рамках этого вопроса как один из его аспектов конкретно будет рассматриваться вопрос формирования навыков бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста.

Почему мы выбрали эту тему?

Темочки:

Наш детский сад уже в течение 15 лет реализует личностно- ориентированную модель воспитания и образования детей. Эта модель предполагает выстраивание субъект- субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса в системах: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Эти отношения можно выстраивать только в игровом взаимодействии, где ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия.

Наша практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в рамках возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения.

Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

- сюжетно-ролевые игры;

- имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий процесс»;

- интерактивные игры (игры на взаимодействие: интерактивные игры на сплоченность, сотрудничество; игры на обучение эффективным способам общения; игры, отражающие притязание на социальное признание; игры, направленные на снятие конфликтности);

- социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтных ситуациях);

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика;

- просмотр и анализ фильмов, чтение худ. литературы с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Важным аспектом работы в этом направлении является также предоставление

возможности ребенку выговориться и послушать других. Это так называемая технология «прояснения» ребенком своей личной ситуации и нахождение способа преодоления трудностей. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель организовывает беседу в специально отведенном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок чувств», «Секретная комната»

Таким образом, воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов.

Мастер - класс

Детский игровой тренинг на формирование навыков конструктивного

взаимодействия детей дошкольного возраста».

Цель:Снижение агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста.

Здравствуйте, дети!

Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие по волшебной реке.

Но, прежде чем мы поплывем, мне очень хочется, чтобы вы встали в круг и поприветствовали друг друга необычно (не при помощи слов, а при помощи жестов и звуков).

Игра «Волна» (звучит музыка)

- Подул легкий ветерок и по нашей волшебной реке побежала волна (волна из рук).

Итак, наше путешествие началось.

Игра «Апельсин».

- Ребята, посмотрите, мы попали на волшебный остров, где растут большие, сочные, сладкие апельсины. Вы хотите с ними поиграть?

- Тогда присаживайтесь на теплый, золотой песок и закрывайте глаза.

- Представьте, что к вашей руке подкатился апельсин. Возьмите его одной рукой и крепко, крепко сожмите.

- Теперь к другой руке подкатился второй апельсин. И вы также начинаете из него выжимать сок.

- Опустите ваши руки, встряхните их, дайте им отдохнуть, и откройте глаза.

- Мне очень хочется, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями.

- Что вы почувствовали, когда сильно сжимали кулаки?

- Вам было приятно?

- А что вы почувствовали, когда ваши руки отдыхали?

Наше путешествие продолжается.

- И с острова апельсинов мы попали на остров сказок.

- Что за сказка здесь живет? Хотите с ней познакомиться?

- Сказка называется «Ежики». Послушайте ее.

Сказка «Ежики»

В большом лесу жила семья ежиков.

Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка очень любил баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные колючки, а у кого самые острые, у кого самая блестящая шубка, а у кого самая густая.

В общем, их споры были шумными, долгими и опасными.

- Почему опасными? – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.

- Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру.

- Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!

- И не подумаю! гордо отвечала Колючка.

- А будешь приставать, узнаешь, какие у меня острые иголки.

- А ты узнаешь, какие у меня! с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.

Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.

Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.

Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.

В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по своим норкам и молча залечивали раны. И хотя тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог носить звание «упрямый ежик – колючая иголка».

- Дети, скажите пожалуйста, о чем эта сказка?

- Кто из ежиков вам понравился больше всех? Почему?

- Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?

- Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?

Игра «Коврик доброты».

Пока я вам рассказывала эту сказку, я вспомнила, что недавно у нас в детском саду произошел такой же случай. Дети поссорились и подрались.

И вот сегодня я вам принесла коврик, но не простой, а волшебный. Он учит детей быть добрыми, дружными и разрешать споры не с помощью кулаков, а при помощи слов. Ведь не зря этот коврик называется «ковриком дружбы».

- Хотите посмотреть, как он действует и помогает детям?

- Присаживайтесь вокруг коврика, а двое детей сядут на коврик.

- Представьте, что у них произошла драка, они не поделили игрушку.

- Какие варианты разрешения этого конфликта вы можете им предложить?

Игра «Мусорная коробка»

- Дети, я вам предлагаю еще один способ освобождения от обид и злости. Вот в эту коробку мы будем складывать все некрасивые слова и обиды. Посмотрите, как с ней работать. Если у кого-нибудь из вас произошел конфликт, то мы будем его разрешать не при помощи кулачков, а при помощи слов, объясняя свое недовольствие. Нужно подойти к коробочке и прошептать свою обиду.

Спасибо большое за совместно пройденный путь. Мы с вами прощаемся со сказочной страной. Я надеюсь, что вы изменились, стали добрее, дружнее, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека. На прощание, я вам предлагаю сделать свой коврик доброты, чтобы он находился в группе всегда рядом с вами и помогал вам в трудную минуту.

До свидания!

Рефлексия

Дети рисуют на ватмане красками (коллективное панно).

Комментарии к детскому игровому тренингу.

«Игра на гармонизацию»

Игры на гармонизацию служат для создания благоприятного эмоционального климата, обстановки доверия, снятия внутренних зажимов. В данном случае игра на гармонизацию служит также способом введения детей в определенную игровую ситуацию, т. е. происходит ненасильственное привлечение ребенка в деятельность (действие от его потребностей и интересов)

«Игра «Апельсин»

Это определенная релаксационная техника, направленная на обучение ребенка способам управления своим гневом и снижения уровня личностной тревожности. Эта игра дает возможность ребенку на практике прожить полярные эмоциональные состояния (гнев, спокойствие, чтобы затем уметь распознавать эти состояния у других людей и действовать соответственно им.

«Сказка «Ежики»

Это сказка для детей, имеющих проблемы в общении, выражающиеся в неумении слушать и понимать собеседника, сопровождаемые чрезмерным упрямством и агрессией. Цель этой сказки: помощь в налаживании отношений с другими, осознание ценности партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними.

Игра «Коврик доброты»

Это техника искусственной конструкции конфликтной ситуации. Дети на собственном опыте проживают конфликт и учатся находить социально-приемлемые, конструктивные способы его разрешения. Эта техника похожа на технику ТРИЗ, здесь нет «неправильны», «неверных» ответов. Все ответы детей принимаются, систематизируются и делаются выводы.

Игра «Мусорная коробка».

Каждый из нас имеет право на негативные эмоции. Раньше нас заставляли их подавлять. Альтернативная медицина говорит, что подавленные эмоции являются причиной заболеваний. И поэтому нельзя подавлять негативные эмоции. Нужно детей учить грамотно высвобождать эти эмоции. И одно из таких упражнений «Мусорная коробка».

Рефлексия

Это анализ своего эмоционального состояния. Она бывает вербальный (при помощи слов) и невербальный (при помощи различных художественных средств).

Также при помощи рефлексии можно разрабатывать с детьми план работы на будущее (от интересов и потребностей). А это уже будет следующим шагом к проектной деятельности ребенка и взрослых.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем освещать вопрос «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». В своем историческом.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.

Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.

Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2018 в 21:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алабугина Оксана (УИ 1506707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД