Алабугина Оксана
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного
возраста».
Воспитатель: Алабугина О. А
Уважаемые коллеги!
Позвольте представить Вашему вниманию детский игровой тренинг, цель которого- развитие социальной компетентности ребенка, его коммуникативной гибкости. А в рамках этого вопроса как один из его аспектов конкретно будет рассматриваться вопрос формирования навыков бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста.
Почему мы выбрали эту тему?
Темочки:
Наш детский сад уже в течение 15 лет реализует личностно- ориентированную модель воспитания и образования детей. Эта модель предполагает выстраивание субъект- субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса в системах: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Эти отношения можно выстраивать только в игровом взаимодействии, где ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия.
Наша практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в рамках возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения.
Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:
- сюжетно-ролевые игры;
- имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий процесс»;
- интерактивные игры (игры на взаимодействие: интерактивные игры на сплоченность, сотрудничество; игры на обучение эффективным способам общения; игры, отражающие притязание на социальное признание; игры, направленные на снятие конфликтности);
- социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтных ситуациях);
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- просмотр и анализ фильмов, чтение худ. литературы с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии.
Важным аспектом работы в этом направлении является также предоставление
возможности ребенку выговориться и послушать других. Это так называемая технология «прояснения» ребенком своей личной ситуации и нахождение способа преодоления трудностей. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель организовывает беседу в специально отведенном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок чувств», «Секретная комната»
Таким образом, воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов.
Мастер - класс
Детский игровой тренинг на формирование навыков конструктивного
взаимодействия детей дошкольного возраста».
Цель:Снижение агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста.
Здравствуйте, дети!
Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие по волшебной реке.
Но, прежде чем мы поплывем, мне очень хочется, чтобы вы встали в круг и поприветствовали друг друга необычно (не при помощи слов, а при помощи жестов и звуков).
Игра «Волна» (звучит музыка)
- Подул легкий ветерок и по нашей волшебной реке побежала волна (волна из рук).
Итак, наше путешествие началось.
Игра «Апельсин».
- Ребята, посмотрите, мы попали на волшебный остров, где растут большие, сочные, сладкие апельсины. Вы хотите с ними поиграть?
- Тогда присаживайтесь на теплый, золотой песок и закрывайте глаза.
- Представьте, что к вашей руке подкатился апельсин. Возьмите его одной рукой и крепко, крепко сожмите.
- Теперь к другой руке подкатился второй апельсин. И вы также начинаете из него выжимать сок.
- Опустите ваши руки, встряхните их, дайте им отдохнуть, и откройте глаза.
- Мне очень хочется, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями.
- Что вы почувствовали, когда сильно сжимали кулаки?
- Вам было приятно?
- А что вы почувствовали, когда ваши руки отдыхали?
Наше путешествие продолжается.
- И с острова апельсинов мы попали на остров сказок.
- Что за сказка здесь живет? Хотите с ней познакомиться?
- Сказка называется «Ежики». Послушайте ее.
Сказка «Ежики»
В большом лесу жила семья ежиков.
Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка очень любил баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные колючки, а у кого самые острые, у кого самая блестящая шубка, а у кого самая густая.
В общем, их споры были шумными, долгими и опасными.
- Почему опасными? – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.
- Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру.
- Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!
- И не подумаю! гордо отвечала Колючка.
- А будешь приставать, узнаешь, какие у меня острые иголки.
- А ты узнаешь, какие у меня! с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.
Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.
Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.
Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.
В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по своим норкам и молча залечивали раны. И хотя тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог носить звание «упрямый ежик – колючая иголка».
- Дети, скажите пожалуйста, о чем эта сказка?
- Кто из ежиков вам понравился больше всех? Почему?
- Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?
- Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?
Игра «Коврик доброты».
Пока я вам рассказывала эту сказку, я вспомнила, что недавно у нас в детском саду произошел такой же случай. Дети поссорились и подрались.
И вот сегодня я вам принесла коврик, но не простой, а волшебный. Он учит детей быть добрыми, дружными и разрешать споры не с помощью кулаков, а при помощи слов. Ведь не зря этот коврик называется «ковриком дружбы».
- Хотите посмотреть, как он действует и помогает детям?
- Присаживайтесь вокруг коврика, а двое детей сядут на коврик.
- Представьте, что у них произошла драка, они не поделили игрушку.
- Какие варианты разрешения этого конфликта вы можете им предложить?
Игра «Мусорная коробка»
- Дети, я вам предлагаю еще один способ освобождения от обид и злости. Вот в эту коробку мы будем складывать все некрасивые слова и обиды. Посмотрите, как с ней работать. Если у кого-нибудь из вас произошел конфликт, то мы будем его разрешать не при помощи кулачков, а при помощи слов, объясняя свое недовольствие. Нужно подойти к коробочке и прошептать свою обиду.
Спасибо большое за совместно пройденный путь. Мы с вами прощаемся со сказочной страной. Я надеюсь, что вы изменились, стали добрее, дружнее, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека. На прощание, я вам предлагаю сделать свой коврик доброты, чтобы он находился в группе всегда рядом с вами и помогал вам в трудную минуту.
До свидания!
Рефлексия
Дети рисуют на ватмане красками (коллективное панно).
Комментарии к детскому игровому тренингу.
«Игра на гармонизацию»
Игры на гармонизацию служат для создания благоприятного эмоционального климата, обстановки доверия, снятия внутренних зажимов. В данном случае игра на гармонизацию служит также способом введения детей в определенную игровую ситуацию, т. е. происходит ненасильственное привлечение ребенка в деятельность (действие от его потребностей и интересов)
«Игра «Апельсин»
Это определенная релаксационная техника, направленная на обучение ребенка способам управления своим гневом и снижения уровня личностной тревожности. Эта игра дает возможность ребенку на практике прожить полярные эмоциональные состояния (гнев, спокойствие, чтобы затем уметь распознавать эти состояния у других людей и действовать соответственно им.
«Сказка «Ежики»
Это сказка для детей, имеющих проблемы в общении, выражающиеся в неумении слушать и понимать собеседника, сопровождаемые чрезмерным упрямством и агрессией. Цель этой сказки: помощь в налаживании отношений с другими, осознание ценности партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними.
Игра «Коврик доброты»
Это техника искусственной конструкции конфликтной ситуации. Дети на собственном опыте проживают конфликт и учатся находить социально-приемлемые, конструктивные способы его разрешения. Эта техника похожа на технику ТРИЗ, здесь нет «неправильны», «неверных» ответов. Все ответы детей принимаются, систематизируются и делаются выводы.
Игра «Мусорная коробка».
Каждый из нас имеет право на негативные эмоции. Раньше нас заставляли их подавлять. Альтернативная медицина говорит, что подавленные эмоции являются причиной заболеваний. И поэтому нельзя подавлять негативные эмоции. Нужно детей учить грамотно высвобождать эти эмоции. И одно из таких упражнений «Мусорная коробка».
Рефлексия
Это анализ своего эмоционального состояния. Она бывает вербальный (при помощи слов) и невербальный (при помощи различных художественных средств).
Также при помощи рефлексии можно разрабатывать с детьми план работы на будущее (от интересов и потребностей). А это уже будет следующим шагом к проектной деятельности ребенка и взрослых.