Ольга Волкова
Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Формирование навыков хозяйственно-бытового труда, как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99»
Волкова Ольга Евгеньевна.
Труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость любознательность,
Публикация «Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
рождает новую красоту в окружающем мире,
побуждает первое гражданское чувство – созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский.
В последнее время трудовое воспитание дошкольников вышло на первый план в системе образования, т. к. труд - это могучий воспитатель.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Главная цель, которую преследуют взрослые, знакомя детей с трудовой деятельностью – воспитание добросовестного и уважительного отношения к чужому труду, восприятие его как ценности, т. е. развитие нравственных качеств у дошкольников.
В психологической и общественной литературе дается следующее определение нравственности. «Нравственность – один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей».
Как известно труд в дошкольном возрасте подразделяется на 4 вида:
1. Самообслуживание направленно на уход за собой.
2. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными.
3. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки.
4. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни дома и в детском саду. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает именно хозяйственно - бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.
Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне маме., пособствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем начал умений и навыков дошкольника работать сообща в коллективе
Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
• Формирование предпосылок трудовой деятельности.
• Формирование компонентов деятельности.
• Воспитание положительного отношения к труду.
• Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам труда.
• Воспитание личностных черт.
• Воспитание трудолюбия.
• Воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
Формирование навыков хозяйственно-бытового труда, как средства нравственного воспитания, осуществляется во всех видах детской деятельности и всех режимных моментах:
-Во время утреннего приема детей (контроль и самоконтроль за одеванием-раздеванием, аккуратное размещение одежды и обуви в шкафчике)
-Умывание (правильное применение мыла, полотенца, расчески, умение аккуратно и правильно размещать их)
-Прием пищи (использование столовых приборов, предметов мебели, дежурство и т. д.)
-На занятиях и в самостоятельной деятельности (дежурство на занятиях, правильное и аккуратное размещение и использование атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, материалов для продуктивной деятельности, уборка рабочего места и т. д.)
-На прогулке (использование хозяйственного инвентаря, обучающего и спортивного оборудования, выполнение посильных трудовых поручений, оказание помощи воспитателю и младшим дошкольникам и т. д.)
-А так же подготовка кроватки ко сну, заправление кроватки после сна и т. д.
За основу формирования навыков хозяйственно-бытового труда, как средства нравственного воспитания используем различные методы и приемы, а так же технологию Р. С. Буре «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» и другие современные технологии.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что трудовое воспитание необходимый и важный компонент в системе образования ДОУ, т. к. с помощью него решаются многие проблемы и задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
2. Буре Р. Дошкольник и труд / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 2004 c.
3. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва: Высшая школа, 2009. - 719 c.
4. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
5. Лабутина Н. В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
6. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1987. - 222 c.
7. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987. - 224 c.