МААМ-картинки

Формирование научных знаний у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Титова Наталья Анатольевна
Формирование научных знаний у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:повышение творческой активности педагогов в выборе и использовании инновационных средств и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. создание условий для самореализации педагогов в представлении результатов профессиональной деятельности по выбранной теме;

2. представление опыта работы педагогов в соответствии с требованиями современного образования;

3. презентация и распространение опыта работы педагогов.

Ход методического дня:

Вступительное слово старшего воспитателя в 9.10.

Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду!

Публикация «Формирование научных знаний у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Формируя систему научных представлений ребёнка постепенно от группы к группе, мы усложняем используемые детские эксперименты, варьируем формы организации деятельности с детьми по познавательноисследовательскому развитию, выстраивая определённую систему работы.

На наш взгляд, система работы в данном направлении станет основой развития интеллекта и творчества дошкольника, базой его представлений об окружающем мире, поможет ему быть успешным в школе. Чтобы подача научных знаний была понятна и легка для ребёнка мы постоянно ищем интересные средства, повышающие познавательную активность малышей. ИКТ и игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, детское экспериментирование входят в систему представляемой нами работы.

Сегодня Вы увидите это в организованной деятельности с детьми в разных группах

Вашему вниманию мы представляем открытый показ НОД в группах:

9.12. Представление возрастных групп:

1. В этой группе день за днем малыши играют,

танцуют и поют, рисуют и мечтают, песок пересыпают.

Зайчиками ласково мы их называем

«Солнечные зайчики» – вас первыми встречают.

Предлагаю пройти в группу раннего возраста, где воспитатель Васильева Татьяна Алексеевна, покажет Вам НОД по теме: «Радуга для мишки» (знакомство со свойствами песка и его окрашивание)

Проходите через зал в восточное крыло здания и по лестницы вниз Вас проводит наш музыкальный руководитель Людмила Федоровна Пожидаева

Время проведения 9.15 -9.30.

Представляю следующую группу

2. Эти дети немного старше

и играть очень любят они,

и конечно научные знания

этим детям так же нужны,

Сегодня они нас встречают

в своей группе с ласковым названием «Котята».

Предлагаю пройти в младшую группу, где вы увидите НОД, которую проведут воспитатели Миронова Лилия Ридвановна и Кайдалова Ольга Владимировна, НОД по теме: «Карлсон в гостях у детей» выходим из зала с западной стороны и дверь напротив, вас проводит Митрофанова Екатерина Сергеевна

Время проведения 9.15 – 9.30

Самоанализ НОД

в 9.30 - 9.34 встречаемся в зале для просмотра третьего занятия

В 9.35 представление старшей группы

Дети уже подросли

через год пойдут в школу они.

А сегодня они нам расскажут

Чем же старые вещи ценны.

9.35 – 10.00презентация исследовательского проекта «По реке времени», НОД проводит Тарасова Ольга Анатольевнавоспитатель старшей группы

10.00 – 10.05 Самоанализ НОД

10.10. -10. 25Презентация по теме:«Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольников»старший воспитатель Титова Н. А.

«Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире»

Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите –и Вы запомните,

сделайте –и Вы поймете.

Конфуций

Слайд 1. Раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в овладении выбранной профессией в будущем, вот то на что направленно современное дошкольное образование сегодня. Детское экспериментирование является одним из методов самостоятельного познания и формирования научных знаний.

Слайд 2. Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений об окружающем мире. Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественного образования детей. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее.

Реализация ООП ДО требует от педагога совершенного владения методиками организации всех видов деятельности : проектной, игровой, опытно – исследовательской, экспериментальной.

На наш взгляд именно в экспериментальной деятельности ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

Согласно ФГОС ДО и реализуемой ООП ДО МБДОУ ДС № 16 в каждой группе созданы условия, которые помогают С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ раскрыть у ребёнка познавательные способности, повысить мотивацию к поисковой деятельности, совершенствуют пытливость ума наших дошкольников.

В 2018 - 2019 учебном году дети подготовительной группы стали участниками городского научного сообщества АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА, педагогами подготовительной группы Бувалиной Еленой Викторовной и Митрофановой Екатериной Сергеевной был разработан проект «Мы юные Дальневосточники» весь год дети вместе с воспитателями создавали экологическую книгу, каждая страничка которой является результатом кропотливой работы по подбору и изучению научной информации о растительном и животном мире Дальнего востока.

Развивая познавательный интерес дошкольников мы конечно же привлекаем родителей к участию в образовательном процессе. В прошлом учебном году родители помогли сделать лепбуки, помогли приобрести микроскоп, с проектированием изображения на экран ноутбука в группу. Прислушиваясь к нашим рекомендациям дома с детьми родители играют в познавательные игры направленные на расширение кругозора детей, беседуют с детьми по дороге домой. В этом году мы запланировали проведение конференции для родителей, где расскажем о детском экспериментировании проводимом в группах «Просто о сложном».

Наши педагоги участвуют в РМО города, где делятся своим опытом проведения НОД с детьми, проводят мастер – классы.

Именно поэтому в каждой возрастной группе мы знакомим детей с темами, содержание которых от группы к группе усложняется, а соответственно меняются и опыты, к уже знакомым добавляются новые. Опираясь на методические рекомендации Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохиной и парциальную программу «Юный эколог» С. Н. Николаевой, дополнительную программу «Игровая экология» Т. В. Шпотова и другие мы организуем работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. (Сегодня наши педагоги продемонстрировали вам это в практической деятельности с детьми).

Слайд 6. Учитывая проявления первых исследовательских качеств, педагоги, работающие с детьми 2х лет, направляют попытки детей познавать мир. Регулярно организуя экспериментирование с объектами при помощи элементарных действий детей : пересыпать и насыпать ложкой крупу из одной емкости в другую, наливать воду, переливать её, определять на ощупь: «Какая вода?»

Педагоги групп раннего возраста предлагают родителям дома продолжать поддерживать исследовательскую деятельность. Найти, что нарисовано на листе бумаги с помощью волшебных красок, определитьна вкус что сладкое, или кислое, или испытать на прочность.

Организацию детского эксперимента в группе раннего возраста сегодня показала Васильева Татьяна Алексеевна. Вы увидели удивление детей при окрашивании песка, проявление внимания и интереса к окружающему и природному миру, педагог не спешила давать комментарии, разделяя удивление и детский интерес.

Слайд 9. Учитывая проявляющееся любопытство у детей четвертого года жизни воспитатели младшей группы, создают такие условия, которые помогают ребенку вместе со взрослым получить результат в поставленном небольшом опыте. Превращая детский вопрос в формулирование цели, где взрослый помогает малышу продумать этапы проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Использовали песок как основу для творчества, сделали вывод о том, что рисовать можно не только на бумаге, дети сами предложили и другие варианты для творчества мелкие крупы и бисер.

В этом возрасте педагог предлагает выполнить не одно как в предыдущей группе, а уже два действия, привлекает детей к прогнозированию результатов своих действий.

Знакомя детей с двумя состояниями воды:

1. Осадки (дождь, снег) это вода, в процессе наблюдение за снежинкой, упавшей на тёплую ладошку, ребёнок отвечает на вопросы взрослого и делает вывод о том, что снежинка - это замёршая вода. Дождь – это вода, которая питает все живое на свете. Вода нужна для роста растений. К данному выводу дети приходят и благодаря длительному наблюдение за ежегодноорганизованным огородом на окне,где растут разные культуры, посаженные детьми. (Экологическое воспитание)

2. Вода бывает твердой. В процессе наблюдения дети вместе с педагогом делают вывод, о том, что лёд хрупкий и ломается, может быть острым и опасным, в процессе опыта наблюдают и устанавливают причину, почему лед тает? От чего превращается в воду? Дети делают вывод, что от тепла, от солнца.

3. Сравнивая два материала: дерево и железо, используют воду, как средство для проведения опыта. Отвечая на вопросы взрослого - приходят к выводу о том, что железо тонет, а дерево нет, пока еще без установления причинно- следственной связи. При желании педагог предлагает сравнить, что тяжелее деревянный брусочек или железный.

4. Бумага и ткань, путём проб и ошибок, ребёнок делает вывод о свойствах бумаги и ткани. В специально организованных условиях дети рассуждают, кому и зачем нужна бумага, предлагают версии о том, что можно сделать из бумаги. В ходе опыта (опускают в воду) наблюдают что происходит с бумагой в воде, делают вывод о прочности бумаги. Бумага в воде намокает и портится, она не прочная, и не подходит для строительства дома, но из нее можно сделать обои, подарочную упаковку и красивые поделки в подарок.

5. Вода растворитель в процессе опытно – экспериментальной деятельности, организованной воспитателем дети окрашивают воду в разные цвета с помощью свекольного сока, кофе, варенья и красок. И самостоятельно приходят к выводу, что вода в процессе добавления различных красителей может приобрести вкус, и стать очень полезной для здоровья.

В средней группе опытные исследования становятся насыщеннее, наблюдения длительнее. Поэтому воспитатель средней группы это уже друг, активно помогающий использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятии «Этот удивительный воздух» дети систематизируют знания о том, что вокруг нас есть воздух – мы его не видим, что бы его увидеть ловили воздух пакетом.

Слайд. Фото. Чтобы дать детям представление о движение воздуха – ветре, через использование ИКТ презентации дети увидели как работают ветряные мельницы. Поймав воздух парашютом, дети средней группы узнала о том, почему парашютисты не падают, а приземляются плавно на землю. Что бы представить, как ветер передвигает предметы, что без ветра не поплывет парусник, дети участвовали в эксперименте. Дули через трубочку в плотно закрытую баночку в которой лежали мелко нарезанные бумажки. В ходе просмотра мультимедио презентации: одуванчик из семечка превратился в цветок, узнали, как ветер влияет на размножение растений (одуванчик).

После проведения длительных наблюдений по теме: «Цветы в природе», беседы – рассказа с использованием ИКТ – технологий и практических действий с комнатными растениями, дети делают вывод: что всем растениям нужен свет, ухоженная почва, вода. В ходе длительных наблюдений и неоднократных бесед педагог уточняет, что почву, в которой растут цветы необходимо не только поливать, нои удобрять, рыхлить.

Поисковые умения и познавательные интересы в старшем дошкольном возрасте мы чаще всего формируем в проектной деятельности. За последние 3 года были реализованы разнообразные проекты. В рамках реализации проекта «Река времени» были организованы мини – проекты, где ребята узнали об истории вещей окружающих их и дома и в детском саду.

В мини – проектах дети нашли ответы на поисковые вопросы: «Сколько лет карандашу», «От иголки до швейной машины», «Как появился пылесос», «Утюг», «Телефон», «Электрическая лампа». Реализуя проект «История новогодних игрушек», вместе с родителями изготовили игрушки своими руками. В проекте «Как с гуся вода» дети самостоятельно пришли к выводу о том, почему у гуся перья не намокают. Путешествие во времени от прошлого к настоящему помогло выстроить логическую цепочку от костра и до электрической плиты, через применение ИКТ технологий выстроить хронологию появления печки, чугунных батарей, электрических обогревателей. Узнать, что заменяло пылесос раньше, из чего изготавливали раньше и делают сейчас метлу и веник.

Дети подготовительной к школе группы.

В ходе проведения виртуальных прогулок по «Улицам города», «По Амуру», которым предшествовали исследовательские проекты «Амурские рыбы», «Города и села Хабаровского края» дети получили научные представления о коренных малочисленных народах проживающих на территории Хабаровского края, о традиционных промыслах, быте и укладе жизни нивхов, о том как называются рыбы, обитающие в Амуре, почему они имеют такие интересные названия, чем питаются,дети свободно рассказывали о особенностях обитания и внешнем виде рыб.

Выдвигали экологическую гипотезу: что может произойти с рыбой, если предприятия будут сбрасывать в Амурскую воду отходы своего производства без специальных фильтров, без очистки, опытным путем в ходе практических действий узнали как можно провести очистку воды через ткань, марлю, с помощью угля, песка, сделали вывод об устройстве очистных сооружений, сравнивали очищенную и неочищенную воду, смотрели на осадок оставшийся после очистки. Сделали вывод о свойствах и значении воды в природе после ряда проведенных опытов. Дети подготовительной группы уже многое могут рассказать о воде, так как имеют практический опыт участия в детских экспериментах от группы группе. Свободно дают ответ на проблемный вопрос, которые задают сверстники в группе: «Когда и почему воду из крана нельзя пить?», выдвигают версии и гипотезы, рассматривают с помощью лупы и микроскопа в слайдах презентации болезнетворных микробов, вместе делают вывод о том, что весной в водоемы попадает очень много талой сточной воды, если в этот период пить не кипячёную воду, то можно отравиться. Придется лежать в больницы и пить горькие лекарства. Конечно, в хорошо очищенной воде есть и полезные вещества, особенно много их в специальной минеральной воде и т. д. Если воду пить сырой, то необходимо очищать её через специальные фильтры.

В подготовительной группе дети вместе с воспитателем рассуждали о разнообразии растений леса, живой и неживой природе. Составляли рассказ из собственного опыта о любимых домашних питомцах, подчёркивая взаимосвязь человека с условиями его жизни.

Узнали о древних настенных, каменных, папирусных книгах, первых рукописных и печатных бумажных книгах. Данная тема так заинтересовала детей, что онирешили создать свою книгу. Знакомясь с разнообразием природы Хабаровского края, Дальнего востока создавали экологическую книгу одну зелёную страницу за другой. Экологическая,«живая» книга Хабаровского края и Дальнего востока получилась по настоящему неповторимой…

Дети получали научные знания и в ходе изготовления макета «Подводный мир», Удивительное место на земле «Африка», «Север».

Дети участвовали в ряде экспериментов со снегом и льдом, стеклом, резиной, пластмассой, тканью, бумагой, металлом. Рассматривая кусочки льда, смотрели сквозь него, делали вывод, что лёд прозрачный, снег может быть сыпучим и рыхлым и плотным и тяжелым, устанавливали причинно - следственные связи от чего это зависит. В ходе реализации проекта «Времена года», «Зимующие птицы» были организованы длительные наблюдения на прогулке и практические действия по изготовлению кормушек и развешиванию их на участке, после вопросов воспитателей выстраивали цепочку рассуждений и умозаключений о причинах отсутствия в зимние холода корма для птиц, делали вывод о необходимости их прикорма в зимний период, дети запомнили почему птицы сидят зимой нахохлившись, что такое воздушная подушка между их оперением и телом, почему у птиц перья полые, почему снегирь имеет такую яркую окраску и т. д.

Знакомя детей с кладовой земли воспитатели, организовали детские экспериментыс помощью которых дети увидели, как извергается вулкан, участвовали в создании макета вулкана, узнали, что такое ржавчина и почему она образуется, познакомились со свойствами метала, сделали вывод о том, что в неблагоприятной среде на металле появляется ржавчина, (участвовали в эксперименте по ржавлению скрепки). А так же рассматривали породы земли, камни, минералы.

И, конечно же в каждой группе педагоги вместе с детьми проводят длительные наблюдения, которые в дошкольной педагогики ставят в одном ряду с экспериментальной деятельностью, по выращиванию зеленого пера лука и других культур. В подготовительной группе дети уже самостоятельно устанавливают этапы выращивания рассады, зарисовывая это в схемах и проговаривая последовательность действий. Результаты данной практической деятельности детей мы показывали в видеоролики в прошлом году.

Вывод: Безусловно экспериментальная деятельность

Чтобы ребёнок легко мог запомнить сложное содержание научного материала, мы выстраиваем свою систему работы, по популяризации научных представлений ребёнка используя разные средства, одним из ярких средств организации детской деятельности является игра. Сегодня мы представляем вашему вниманию – квест – игру.

Слайд….Игра - это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Как интересно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками провести итоговое мероприятие вам покажут наши педагоги.

Я вас поздравляю и предлагаю всем принять участие в нашем мастер – классе «Просто о сложном»

Выставка дидактических материалов по теме: «История вещей» (паспорт проекта, описание мастер – классов, конспекты НОД, методические рекомендации рекомендации для родителей, тематические папки, сборники, инциклопедии).

10.50 -11.20Мастер – класс по теме:«Просто о сложном»

Старший воспитатель: самые сложные вещи дети просто поймут, только когда сами станут участниками физического эксперимента. Сегодня наши педагоги расскажут вам и покажут, и вы вместе с ними сделаете радугу из разных материалов.

Какие - то материала уже готовы, а какие - то вам придется изготовить в ходе эксперимента.

(Подготовка столов)

Я предлагаю разделится и пройти за 4 - ри стола, приглашаю в нашу лабораторию.

Все участвуют в опытах.

(вместе с Е. В. Тереховой изготовить радугу из сахара и пищевых красителей, вместе Е. С. Митрофановой изготовить радугу из пластичных материалов, Е. В. Асташова изготовить шагающую радугу, Л. В. Семенова изготовить радугу)

11.20 -11.25 Обратная связь проводит Пустынцева Елена Валерьевна (три мольберта на первом мольберте нарисован чемодан, на втором мясорубка, на третьем урна) каждый из участников методическогодня подходит к тому мольберту, который выбрал и приклеивает свой стикер. Обозначение символов:

1. Чемодан -информация и практические задания были для меня интересными и нужными, буду использовать их в своей работе – возьму с собой.

2. Мясорубка – мне нужно время, что бы осмыслить увиденное.

3. Мусорная корзина - было скучно и не интересно, ни когда не буду использовать это в своей работе.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. Человек должен гордиться своей Родиной. Свой след в истории оставляет каждый.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и в умение добывать эти знания самому. Экспериментирование.

Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2–3 лет в процессе художественно-творческой деятельности Актуальность проблемы. Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.

Педагогический проект. Формирование познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментиров Муниципальное казенное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Пролетарская средняя общеобразовательная школа.

Презентация «Поддержка инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы по поддержке детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования Сегодняшний деловой мир очень конкурентноспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности,.

Современное состояние проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей 5–7 лет Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование научных знаний у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 13:48
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование научных знаний у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Титова Наталья Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД