Зульфия Попова
Формирование математических представлений с использованием интерактивного игрового пособия в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Основное назначение игровых технологий – обеспечить детей знаниями в процессе игровой деятельности. В играх и приемах игровых технологий есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Так, например, дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от образовательной деятельности время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности : логику мысли, рассуждений и действий, смекалку и сообразительность, пространственные представления.
Представляю педагогическому сообществу свой опыт работы: «Интерактивное дидактическое пособие «Страна Заниматика».
Название: Дидактическое пособие «Страна Заниматика».
Цель: формировать математические представления у дошкольников посредством современных образовательных технологий.
Технология: интерактивная (взаимодействие с предметами).
Описание пособия : демонстрационное игровое пособие состоит из :
- универсального, многофункционального панно;
- трёх наборов геометрических фигур (отличаются по цвету, форме, размеру);
- алгоритмов для выполнения заданий.
Описание действий с пособием :
Детям предлагается сюжет : В стране Заниматике живет добрый волшебник и очень умные жители Знайки. Но в стране случилось несчастье. Налетел ураган и разрушил счастливую жизнь этой страны. Волшебник не может помочь. Его волшебная палочка потеряла силу. Знайки просят помощи. Предлагается решить проблемную ситуацию и сделать Знаек счастливыми. Для этого надо выполнить задания. Каждое правильно выполненное задание, будет придавать Волшебной палочке все больше сил:
Задание № 1 «Открой сундучок»
Цель: формировать внимание и зрительное восприятие с использованием схем и алгоритмов.
Материалы : алгоритм, набор из геометрических фигур: круг, прямоугольник, треугольник.
Описание: волшебник просит открыть сундучок. Сделать это можно только ключом. Подобрать ключ необходимо с использованием алгоритма.
Дети выкладывают по алгоритму заданные фигуры в виде ключа.
Задание 2. «Колесо обозрения»
Цель: формировать умение сравнивать фигуры по форме, цвету и размеру, различать геометрические фигуры с использованием словесной инструкции.
Материалы : набор из 3 геометрических фигур различного цвета, формы и размера.
Описание: в стране Заниматике не работает колесо обозрения. Для того, чтобы оно заработало, необходимо выложить фигуры по заданию:
- только маленькие круги красного цвета;
-только большие круги зеленого цвета.
Усложнение: чередовать маленький красный круг, большой синий квадрат, маленький красный треугольник.
Задание 3. «Подбери окошки»
Цель: формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) по словесной инструкции.
Задачи:
- формировать умение детей подбирать окошки к замкам, опираясь на цвет, форму и величину.
- закрепить знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый)
Усложнение: черный и белый и. т. д.
Материалы : набор из геометрических фигур различного цвета, формы и размера.
Описание: в стране Заниматике у Знаек в замке, очень маленькие окна. Они не видят дневного света, надо им помочь. Предлагается решить проблемную ситуацию: Как помочь жителям? Что нужно сделать?
Для того, чтобы свет попал вовнутрь замка, предлагается прикрепить окна по описанию:
- маленькие, красные, квадратные;
- маленькие, круглые, желтые;
- большие, треугольные, синие.
Задание 4. «Построй дом»
Цель: формировать математические представления детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных эталонов.
Задачи:
- формировать знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и основных цветов в соответствии с возрастом;
- закреплять знания пространственных отношений;
- совершенствовать умения различать и сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.
Материалы : наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера. Набор предметных картинок (цветы, ёлки) основных цветов (красный, желтый, синий).
Описание: волшебник предлагает детям стать строителями, построить дома из геометрических фигур. Украсить территорию около дома, посадить
елки, цветы.
После строительства дома, дети описывают свой сюжет по наводящим вопросам:
- из каких фигур состоит дом? (по цвету, форме, размеру);
- дом выше или ниже ёлки? А ёлка?
- из каких фигур состоит цветок на поляне?
Усложнение: с какой стороны дома посажена ёлка? Цветок?
Задание 5. «Посчитай - ка»
Цель: формировать навыки соотношения чисел и предметов.
Материалы : геометрические фигуры треугольники синего цвета.
Описание: на поляне надо полить цветы. Для этого необходимо посчитать облака, прикрепить столько же капелек, сколько облаков (маленькие треугольники синего цвета)
Усложнение: прикрепить к большому облаку – большой треугольник, к маленькому – маленький.
Задание 6. «Собери цветок»
Цель: закрепить умение детей подбирать предметы по цвету, форме, размеру.
Оборудование: геометрические фигуры различные по цвету, форме, размеру.
Описание: Волшебник предлагает для жителей сказочной страны посадить цветы на поляне. Сажать цветы надо по заданию с использованием схемы :
- маленькие лепестки, большая сердцевина;
- большая сердцевина, маленькие лепестки;
- маленькая сердцевина, маленькие лепестки;
- цвет лепестков соответствует цвету сердцевины.
Усложнение: желтая сердцевина, красные лепестки и т. д.
Задание 7. «Что изменилось»
Цель: закреплять умение называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник.)
Описание: детям предлагается внимательно рассмотреть страну Заниматику. Сделать в памяти фотографию (запомнить картину). После этого закрыть глаза. Педагог убирает предмет. После того, как дети открывают глаза, называют чего не стало. Игра повторяется несколько раз.
Усложнение: фигуры убирают дети по цепочке, остальные называют чего не стало.