Надежда Ермакова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
По курсу повышения квалификации по ИОЧ
“Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй”
на тему:
“Разработка содержания мероприятия с родителями.
“Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ”.
в младшей группе
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
время обучения: 13.05-17.05.2013г.
Выполнила
Ермакова Надежда Николаевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №136
г. о. Самара
Самара, 2013г.
Тема: “ Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ”.
Форма проведения : встреча
Аудитория: родители младшей группы, воспитатели, старшая медсестра.
Количество участников: 20 человек (родители, воспитатель, старшая медсестра).
Задачи:
1. Расширить представление родителей о пользе культурно-гигиенических навыков.
2. Актуализировать вопрос о важности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
3. Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
1. Родители расширили представление о пользе культурно-гигиенических навыков.
2. Родители актуализированы по вопросу формирования культурно- гигиенических навыков.
3. Родители повысили интерес к вопросу укрепления здоровья детей.
Информационно-техническое обеспечение : видеопроектор, диски.
Материалы и оборудование: Столы, стулья, чайный сервиз.
-2-
Логика построения
1. Приветствие воспитателя (воспитатель приветствует родителей, благодарит за присутствие, за неравнодушное отношение к своим детям).
(Приложение №1)
Цель: Расположить всех участников собрания к приятной обстановке.
2. Обмен опытом семейного воспитания. (Приложение №2)
Цель: Обмен опытом по использованию правил личной гигиены между педагогом и родителями.
3. Блиц-опрос родителей по теме: “ Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. (Приложение №3)
Цель: Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей, выявление познаний у родителей о культурно - гигиенических навыках.
4. Игровая мини-программа. (Приложение №4)
Цель: Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела; Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья; Поддерживать интерес к познанию своего тела; Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.
5. Подведение итогов собрания. (Приложение №5)
Цель: Дать понять родителям, о важности участия в воспитании культурно-гигиенических навыков своих детей.
-3-
Приложение №1
Приветствие воспитателя
Уважаемые гости! Сегодня наше родительское собрание будет состоять из двух частей. В первой части мы поговорим о формировании у детей культуры здоровья. Во второй части мы проведём игровую мини программу «Девочка чумазая». Итак, мы начинаем!
Зеркало любит чистые лица,
Зеркало скажет:
- Надо умыться!
Зеркало охнет:
- Где же гребёнка?
Что же она не причешет ребёнка!
Зеркало станет грязным от страха,
Если в него поглядится неряха.
А. Кондратьев
Сегодня наш разговор о формировании культурно-гигиенических навыков у детей.
- Как вы думаете, что такое культура здоровья?
(Рассуждение родителей)
Под культурой здоровья ребёнка понимается совокупность трёх компонентов.
(Воспитатель использует слайды)
- Осознанное отношение к своему здоровью и жизни
- Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать
и сохранять его.
- Валеологическая компетентность, которая позволяет
дошкольнику самостоятельно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи.
Основой здорового образа жизни ребёнка является режим дня.
Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.
-4-
Приложение №2
Обмен опытом семейного воспитания
Всем нам хочется, чтоб ребёнок вырос крепким, красивым и здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т. д. Соблюдение правил личной гигиены – непременное условие здорового образа жизни.
Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.
Своим семейным опытом по данному вопросу поделится с нами мама (Ф. И. О. родителя, Ф. И. ребёнка).
(Рассказ об опыте ухода за кожей ребёнка включает информацию о том, каких правил ухода за кожей придерживаются в семье, как родители обучают гигиеническим навыкам своего ребёнка. Обмен опытом между родителями.
Родитель. Кожа не только защищает наш организм от жары, холода, и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ для ухода за кожей это еженедельная баня.
Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.
(Обмен опытом по уходу за ногами между родителями).
Родитель. Ноги необходимо мыть ежедневно тёплой водой с мылом перед сном. После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Воизбежании заболевания ног, следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.
Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.
Своим семейным опытом по данному вопросу поделится с нами мама (Ф. И. О. родителя, Ф. И. ребёнка).
(Обмен опытом по уходу за зубами и полостью рта между родителями).
-5-
Воспитатель. Тщательный уход требует лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день, утром и перед сном.
Медсестра раздаё т родителям памятки:
Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
Режимные процессы
Умывание: cамостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенца на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
Приё м пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.
Одевание раздевание: совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок - чистят, просушивают.
-6-
Приложение №3
Блиц-опрос родителей по теме: “ Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Родители видят на слайдах вопросы и дают на них ответы
Гигиена рук
- Как часто необходимо мыть руки ребёнку?
- Почему необходимо в мороз одевать варежки?
- Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти?
-Что должен сделать ребёнок дома после возвращения с прогулки?
-В каких ситуациях ребёнок может поранить кожу?
- Что нужно делать, если ребёнок поранил руку?
- Вспомните народную потешку, песенку, которую можно использовать во время пальчиковой гимнастики с ребёнком.
Гигиена волос
- Как часто нужно мыть ребёнку волосы?
- Чем можно мыть волосы?
- Что нужно ребёнку для мытья в ванной?
- Как нужно правильно расчёсывать длинные волосы?
- Почему нельзя укладывать ребёнка спать с мокрыми волосами?
- Почему ребёнку нельзя выходить на улицу с мокрыми волосами?
- Что поможет вам просушить волосы ребёнку после мыть?
- Что можно вплетать в волосы?
- Чем можно заколоть волосы?
- Почему, когда укладываете ребёнка спать, необходимо из волос вытащить все украшения?
-7-
Гигиена слуха
- От чего у ребёнка могут заболеть уши?
- Что нужно сделать, когда в уши попала вода?
- К какому врачу вести ребёнка при заболевании ушей?
Гигиена сна
- Какие звуки ребёнку приятно послушать перед сном?
- Какие гигиенические процедуры ребёнок выполняет перед сном?
- В чём вы укладываете ребёнка спать?
- Что нужно сделать в спальной комнате перед сном?
- Что можно пожелать ребёнку, когда укладываете спать?
-8-
Приложение №4
Игровая минипрограмма: «Девочка чумазая»
Воспитатель проводит игру с детьми, включая в игру слайды:
- Ребята, я сегодня пришла на работу, а около нашей двери лежит письмо. Вот оно, посмотрите здесь написано: «кому» - детям (на конверте изображены дети, «от кого» - лисенка, зайчонка, медвежонка (изображены на конверте). Посмотрим что в конверте? О, здесь письмо и фотография! Давайте прочитаем, что нам пишут лесные друзья (воспитатель читает письмо, см. приложение).
- Посмотрим фотографию. Ой, что за девочка! Мне понятно, почему зверята не захотели с ней играть! Я даже смотреть на нее не хочу! А вам показать?
Слайд №2
- Посмотрите, вот эта девочка. Почему же зверюшки не стали с ней играть? (она испачкалась, грязная, чумазая)
- Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками)
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра.
Пятки тоже черные.
- Вам нравится такая грязная девочка? (нет). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)
-9-
- От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.
- Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть)
Слайд №3, 4
- Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом)
- Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.
Физкультминутка :
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Слайд №5
Волосики тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем) Давайте покажем, как надо мыть волосики. (имитация движений)
-10-
Слайд №6
- Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены)
- Кто же помогает девочке? (мама)
Слайд №7
- Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?
(надо взять полотенце и вытереться)
- Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.
Слайд №8
- Осталось девочке только расчесать волосики. Чем? (расческой)
Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:
Чешу, чешу, волосоньки,
Расчесываю косоньки.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
- Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)
-11-
Слайд № 9
- Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)
Скажите, если бы лисенок, зайчонок и медвежонок встретили такую девочку, они бы согласились с ней поиграть? (ответы детей). Я тоже думаю, что они бы сделали это с большим удовольствием.
- Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть зверушки?»
- Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)
- Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.
-12-
Приложение №5
Подведение итого собрания
1. Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми спеть песню из мультфильма “ Мойдодыр”.
-13-