Брюханова Татьяна Геннадьевна
«Формирование когнитивной составляющей социального интеллекта у детей 6–7 лет посредством тренинга»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование когнитивной составляющей социального интеллекта детей 6-7 лет посредством тренинга»
Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р. Селман и др., причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно. Отдельные вопросы, касающиеся развития социального интеллекта, изучались в исследованиях близких по значению понятий: «коммуникативная компетеность» (Н. А. Аминов, А. А. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, Л. А. Петровская, Р. Стернберг, «социальная компетентность» (А. А. Бодалев, Ю. М. Жуков, О. К. Тихомиров, «социальная одаренность» (В. Сиск, «коммуникативный потенциал» (В. В. Рыжов). Наименее разработанным является онтогенетический аспект этой проблемы (О. Б. Чеснокова, 1996; Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, 2000).
Публикация «„Формирование когнитивной составляющей социального интеллекта у детей 6–7 лет посредством тренинга“» размещена в разделах
Проблема социального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации.
Место социального интеллекта в структуре способностей остается неясным в большинстве теорий. Причины «дискриминации» социального интеллекта кроются в проблематике его измерения. Однако в последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа научных работ в области изучения аффективной сферы личности. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальным исследованиям в области социального интеллекта.
Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребёнка о личности и социальном поведении. Д. Б. Эльконин определяет, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в социальных нормах. В этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребёнка о личности и социальном поведении. Т. И. Бабаева говорит о том, что социальное развитие дошкольника осуществляется при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада всех компонентов социального опыта при максимально возможной самостоятельности детей в их освоении. «Задача состоит в том, чтобы уже в границах дошкольного детства обеспечить первоосновы развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном сообществе».
Как показывают исследования, недостаточное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе.
Адекватное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой появления способности к вербализации собственных переживаний, предпосылкой становления интеллектуальной сферы дошкольника, навыков продуктивного взаимодействия в коллективе.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями содержание образовательной области "Социализация" должно быть направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений.
Методологическую основу исследования составляет подход А. И. Савенкова к понятию и структуре социального интеллекта, подходы М. Р. Битяновой, Е. В. Сидоренко к понятию, содержанию и структуре тренинга.
В нашей работе мы придерживаемся концепции социального интеллекта А. И. Савенкова и рассматриваем социальный интеллект как вид интеллекта, определяющий адекватность понимания поведения людей и обеспечивающий адаптацию человека в обществе. В нашей работе представлено исследование формирования одной из составляющих социального интеллекта – когнитивной. Под когнитивной составляющей социального интеллекта понимается структурная единица социального интеллекта, которая включает в себя следующие компоненты: социальные знания, социальная интуиция, социальное прогнозирование. Когнитивная составляющая образует «фундамент» социального интеллекта, определяет эмоциональный компонент (отношение к общению, и поведенческий - оформляет деятельность в мире социума. Таким образом, когнитивный компонент составляет смысловой «пласт» в структуре социального интеллекта.
Представим содержание когнитивной составляющей социального интеллекта в схеме :
В когнитивной составляющей социального интеллекта фундаментальной основой являются знания. Имея сформированные точные представления об окружающей действительности – в нашей работе мы рассматриваем их как представления об эмоциональных состояниях (социальные знания) - ребенок будет оценивать их проявление в общении (социальная интуиция, определять дальнейшие варианты развития ситуаций, связанных с проявлением определенных эмоций (социальное прогнозирование).
Концепция А. И. Савенкова, в которой четко определены составляющие социального интеллекта, способна обеспечить общую программу его диагностики и развития в образовательной среде.
Таким образом, когнитивная составляющая социального интеллекта в 6-7 лет может быть успешно сформирована.
Мы предположили, что средством формирования когнитивной составляющей социального интеллекта у детей 6-7 лет может являться тренинг. В тренинге ребенок может осваивать опыт взаимодействия с социальной средой под руководством взрослого. Тренинг, как определяет его Е. В. Сидоренко, это – форма активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
Практическая значимость. Разработанные серии тренинговых сеансов могут быть использованы педагогами – психологами в организации опыта освоения образовательной области «Социализация».
На основе отобранного содержания социальных знаний и в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6-7 лет мы разработали серию тренинговых сеансов. Содержание социальных знаний, безусловно, многогранно. А. В. Запорожец отмечает, что в усвоении созданных обществом ценностей, норм и правил поведения, развитии взаимоотношений с другими людьми существенную роль играет понимание ребенком эмоционального состояния человека. Содержание социальных знаний в нашей работе представлено в этом аспекте. Социальные знания мы рассматривали как представления о базовых эмоциях, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста. В определении таких представлений мы опирались на теорию фундаментальных эмоций К. Изарда. В содержание каждого сеанса входило изучение определенной базовой эмоции: интерес; радость; отвращение; печаль; страх; гнев; удивление, а также социальных ситуаций, связанных с изучаемой эмоцией. Содержание знаний определяло опыт решения проблем, связанных с социальными ситуациями, в которых необходимо было оценить проявление эмоций с позиции социально одобряемого и не одобряемого поведения и определить дальнейшие варианты их развития.
В нашей работе мы опирались на принципы, разработанные Р. Р. Калининой:
-принцип творческой активности – в процессе работы создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для данной ситуации решение проблемы;
-принцип сознательности – ребенок осознает свою деятельность и ее результаты;
-принцип связи теории с практикой.
В содержание каждого сеанса входило изучение определенной базовой эмоции: интерес; радость; отвращение; печаль; страх; гнев; удивление, а также социальных ситуаций, связанных с изучаемой эмоцией. Содержание знаний определяло опыт решения проблем, связанных с социальными ситуациями, в которых необходимо было оценить проявление эмоций с позиции социально одобряемого и не одобряемого поведения и определить дальнейшие варианты их развития.
Каждый сеанс имел четко выраженную структуру. Тренинг начинался с приветствия – разминки, затем следовал основной этап. В начале данного этапа детям предлагался просмотр мультипликационных кадров, где были представлены две социальные ситуации с последующим ролевым проигрыванием. В беседе, проводимой до ролевого проигрывания, дети делали вывод о правильности поступков, связанных с определенными эмоциями. Просмотр кадров являлся способом введения дошкольников в дискуссию, в процессе которой они отрабатывали умение оценивать проявление эмоции в социальных ситуациях из их собственного опыта. В конце основного этапа детям предлагалось «решить» представленную педагогом ситуацию, связанную с проявлением изучаемой эмоции, предположив дальнейшие варианты развития событий.
С целью решения данной задачи в этой части тренингового сеанса использовался метод «мозгового штурма». Перед «мозговым штурмом» проводилась предварительная работа, которая заключалась в знакомстве с данным методом, его организацией, правилами, особенностями. Мы использовали наглядный пример, вопросы:
-Какие предметы, люди участвуют в ситуации?
- Как они могут помочь решить эту ситуацию?
Дети делились на две группы. Одна группа – «изобретатели», другая – «судьи». Каждый должен был высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За каждую идею «изобретателям» выдавались фишки. Перед группами ставилась задача. «Изобретатели» высказывали свои решения, а «судьи» внимательно слушали, затем оценивали каждое решение и выбирали несколько лучших, а также предлагали свои решения.
-Заключительный этап: подведение итогов.
В силу возрастных особенностей дошкольников рефлексия по окончании тренинга не предполагается. Но в практике работы с детьми дошкольного возраста, как показывает опыт Н. Новиковой, О. В. Хухлаевой, целесообразно подводить итоги с помощью вопросов и заданий:
- Как вы поймете, что человек испытывает такое чувство? В каких случаях проявлять это чувство будет правильным поступком, а в каких – нет?
Использование беседы, просмотра мультипликационных кадров, наглядно представляющих социальные ситуации, позволило сформировать у детей социальные знания об эмоциональных состояниях. С помощью дискуссии дети оценивали проявления базовых эмоций с разных позиций. Деятельность детей в процессе «мозгового штурма» способствовала формированию опыта предположения различных вариантов развития событий, поиску лучших вариантов решения проблемы.
Приложение
Сеанс 1. «Чувство радости – хорошее или плохое?». Цель: формирование когнитивной составляющей социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим радость
Задачи:
1. уточнять представления детей об эмоции «радость» (социальные знания);
2. формировать умение оценивать проявления эмоции радости (социальная интуиция);
3. формировать умение определять варианты развития ситуаций, связанных с проявлением эмоции радости (социальное прогнозирование).
План:
Вводная часть. Упражнение «Приветствие с помощью тепла свечи» :
Предложить передавать свечу в ротере и говорить «Доброе утро!» с той же теплотой, которая исходит от свечи.
Упражнение «Кто у нас в гостях» : звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?
Основная часть. Просмотр кадров мультфильма «История игрушек» - радость спасателя База от его первого полета, радость Вуди от неудачи База. Беседа: - Какое чувство испытал Баз, когда он взлетел в воздух? Как вы догадались? Когда вы испытываете чувство радости? Почему? Радость База – можно ли ее назвать хорошей? Почему? А радость Вуди можно назвать хорошим поступком? Правильным будет или нет радоваться неуспехам других? Почему?
Ролевое проигрывание: дети в парах изображают База, попытку его полета и радость; радость Вуди от неудачи База. Психолог обращает внимание на мимику и пантомимику героев, уточняет причины, вызвавшие радость.
Дискуссия: «Радость – в каких случаях ее проявлять хорошо, а в каких случаях плохо?».
Мозговой штурм: «Как Базу помочь вернуть радость».
Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство радости? В каких случаях проявлять радость будет правильным поступком, а в каких – нет?
Сеанс 2. «Страхи – полезные и смешные». Цель: формирование когнитивной составляющей социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим страх
Задачи:
1. уточнять представления детей об эмоции страха
2. формировать умение оценивать проявление эмоции страха (социальная интуиция)
3. формировать умение определять варианты развития ситуаций, связанных с проявлением эмоции страха (социальное прогнозирование).
План:
Вводная часть. Упражнение «Приветствие ветра» :
Дети желают доброго утра так, как это сделал бы ветер: тихо, сильно, плавно, энергично и т. д.
Основная часть. Просмотр кадров мультфильма «Одюдюка» - страх зверят перед страшилкой Одюдюкой, пугавшей их в лесу; «Как бегемот боялся прививок» - страх бегемота перед процедурой прививки. Беседа:
- Какие чувства испытывают звери? Как вы догадались? Почему зверята боятся Одюдюку? Почему бегемот боится прививок? Какой из этих страхов можно назвать смешным? Почему? В каких случаях страх помогает?
Ролевое проигрывание: дети изображают малышей - зверят, боящихся чудища в лесу, большого бегемота, боящегося укола. Психолог обращает внимание на мимику и пантомимику героев, заостряет внимание детей на причине, вызвавшей страх.
Дискуссия: «Страх – в каких случаях он может принести пользу, а в каких – нет?».
Мозговой штурм: «Антон возвращался из школы вечером домой, а за ним все это время шел высокий мужчина. Антон почувствовал страх. Что делать мальчику?».
Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство страха? В каких случаях проявлять страх будет правильным поступком, а в каких – нет?
Сеанс 3. «Всегда ли хорошо удивляться». Цель: формирование когнитивной составляющей социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим удивление
Задачи:
1. уточнять представления детей об эмоции удивления
2. формировать умение оценивать проявление эмоции (социальная интуиция)
3. формировать умение определять варианты развития ситуации, связанной с проявлением эмоции удивления (социальное прогнозирование)
План:
Вводная часть. Упражнение «Приветствие: делаем подарки» : предложить детям поздороваться друг с другом и вручить воображаемый подарок –изобразив его жестами.
Основная часть.
Упражнение «Кто у нас в гостях» : звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?
Просмотр кадров мультфильма «Лунтик: первый снег» - удивление героя перед открывшимся ему в окне зрелищем – первым снегом; «Цветик – семицветик» - удивление Жени перед физическим недостатком мальчика Вити. Беседа:
- Что увидел Лунтик, когда проснулся? Что он почувствовал? Как вы поняли, что он удивлен? Какое чувство испытывает Женя? Как вы догадались? Приятно ли мальчику видеть ее удивление? Почему?
Ролевое проигрывание: дети изображают Лунтика, впервые открывшего для себя снег; Женю, неожиданно обнаружившую, что ее новый друг – хромой. Психолог обращает внимание на мимику и пантомимику героев, достоверно передающих эмоцию удивления.
Дискуссия: «Удивление: в каких случаях его проявлять хорошо, а в каких случаях плохо?».
Мозговой штурм: «Мальчик Ваня - калека, у него нет руки. Люди, которые впервые видят его, не могут сдержать удивления. Ваня видит это и огорчается. Как помочь мальчику?».
Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство удивления? В каких случаях проявлять удивление будет правильным поступком, а в каких – нет?