Ольга Мамонтова
Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки.
Публикация «Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Цвет в рисунке – одно из наиболее ярких выразительных средств. Уже дети младшего дошкольного возраста выражают посредством цвета свое отношение, свои чувства к тому, что они рисуют. Необходимо обращать внимание детей на красоту цветов в природе и в окружающей жизни: красивое голубое небо с плывущими по нему белыми облаками, зеленая ель, ярко – желтые одуванчики в зеленой траве и т. д.
Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.
Раннее возникновение в рисунках ребенка образно – смыслового начала свидетельствуют о развитии мышления, эстетического восприятия. В конце второго и на третьем году жизни дети изображают овалы, линии, круги, называя их «кругом», «жучком», «солнышком» и т. д. Смысловая сторона деятельности увлекает ребенка, хотя часто в этом периоде дети рисуют, никак не обозначая полученные изображения.
Педагогу необходимо побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения ( задавая вопросы: «А где у зайчика хвостик?», если ребенок говорит, что нарисовал зайчика). Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление передать сходство с названным предметом, желание дополнить изображение известными ему деталями, осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, конфигураций. Произвольное повторение приводит к осознанному изображению. По мере изображения разных предметов рука малыша становится все более умелой, свободной, что позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, создавать более сложные изображения. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца. В конце занятия дает общую одобрительную оценку, анализирует работы детей рассматривая их с ребятами.
Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождика. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.
Одна из важных задач, которою следует решать, занимаясь с ребенком рисованием, - научить правильно держать карандаш, кисть: тремя пальцами не близко к заточенному концу или ворсу, правильно ими пользоваться. При рисовании – не нажимать сильно карандашом или кистью на бумагу придерживать лист бумаги левой рукой, чтобы не двигался. Аккуратно использовать все материалы при рисовании – учить набирать краску на кисть, обмакивая ее всем ворсом в краску, снимая лишнюю каплю, коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок, огорчив малыша.
Важно научить ребенка правильно сидеть, занимаясь рисованием: прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение и не сковывалось дыхание, не стеснялись движения).
Подготовка к занятию начинается с плана. Программный материал для детей младшего дошкольного возраста расположен по видам деятельности и дается компактно в течение года. Такое построение материала обеспечивает систематичность в построении всего учебного процесса.
Воспитатель продумывает тему занятия, методы и приемы активизации детей, готовит необходимые материалы (столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши по количеству детей, салфетки для рук, фартуки).
В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию, примерно треть занятий может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Таким образом, изобразительная деятельность младших дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать возникают уже в дошкольном детстве. И дело педагогов и родителей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.