Анастасия Бардакова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Бардакова А. А.
Тазовский, 2023
Добрый день! Представляю вам опыт моей работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой. Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Дети и деньги», «Учим ребёнка считать деньги», «Учим видеть связь между трудом и деньгами».
Далее, мы познакомили детей с профессиями, которые приносят доход, которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их. Взрослым предлагалось рассказать детям о своей профессии, после чего уже мы, непосредственно в группе проводили беседу о том, как важны и нужны профессии, что именно благодаря разной работе и труду люди получают зарплату, которая помогает жить, ходить в магазин, путешествовать, покупать нужные вещи. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
Чтение художественной литературы, которое заключалось в ознакомлении детей со сказками по финансовой грамотности, например, «Фея Копеечка».
Просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы, «Об экономике», «Назначение денег», «Карманные деньги», «Семейный бюджет».
Еще одна эффективная форма работы с детьми по формированию основ экономики, конечно, беседа.
С детьми проводились познавательные мини-беседы, где они знакомились с Российскими денежными единицами и денежными единицами разных стран, с понятием «Валюта». Вводилось понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде и обуви, к своим игрушкам).
Следующие формы работы с детьми по формированию основ экономики – это дидактические игры экономического содержания. Такие игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» - дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?», «Денежные пазлы», «Денежное домино», «Доход - Расход». В этих играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Так же были созданы картотеки игр по финансовой грамотности. Картотеки сценариев мини – спектаклей и картотека проблемных ситуаций по данной теме.
Большое внимание при формировании финансовой грамотности уделялось организации сюжетно-ролевой игры профессиональной наклонности.
В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры определялась как показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте. В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры.
Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т. д
Подведением итогов реализации данной работы было проведение викторины «Путешествие в страну Экономика». Дети показывали свои знания после ознакомления с материалом данной темы, решали игровые проблемные ситуации.
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности :
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.