Тараканова Людмила Вячеславовна
Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование чувства патриотизма
как духовно- нравственной ценности личности дошкольника».
Гражданско-патриотическое воспитание, формирование духовно- нравственных качеств личности ребёнка - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками.
Публикация «Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольника» размещена в разделах
«Что такое патриотизм?» Многие известные люди нашей страны пытались дать определение этому понятию: «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов.); «. не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов.); М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет - воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям». то есть, движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
В настоящее время существует понятие «новый патриотизм», включающий в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Великий В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно- нравственных качеств личности ребёнка, его гражданско-патриотических чувств.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Для достижения максимально положительных результатов воспитания гуманной, духовно- нравственной личности педагогу необходимо учесть ряд принципов:
- Принцип личностно-ориентированного общения.
Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.
- Принцип тематического планирования материала.
Материал для изучения ведётся по тематическим блокам (лексическим темам недели, тематическим дням) : родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.
- Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, использование ИКТ.
- Принцип последовательности - планирование изучаемого познавательного материала последовательно.
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, что формирует желание выполнять различные виды детской деятельности, побуждает стремиться к достижению результата.
Очень важно для педагога разработать содержание тематического планирования материала, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, позволяет устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы должны быть связаны между собой тематически и представлять целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России:
«Моя семья».
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
«Мой родной город», «Улицы нашего города», «Район, в котором ты живешь», «Моя малая Родина», «Профессии моих родителей».
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей и родителей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
«Природа нашего края», «Природные зоны страны».
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. Знакомясь с родной природой, дети получают сведения о России, природе родного края, реках, растениях, животном мире; учатся эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно.
«Наша Родина», «Я – гражданин России»,
«Столица нашей Родины- Москва».
Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
«Культурное наследие нашей Родины».
Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Большое значение имеет правильно организованная предметно - развивающая среда. В группе обязательно должны быть оформлены уголки гражданско-патриотического воспитания, созданы условия для свободного доступа детей с целью пополнения знаний о родном крае, городе, стране. могут быть наборы наглядно - иллюстративного материала, фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России, панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; фотоальбомы, папки- передвижки, фото- книги. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тем.
Формы работы по формированию чувств патриотизма как духовно - нравственной ценности личности дошкольника могут быть самыми разнообразными, начиная с занятий по непосредственно образовательной деятельности, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов.
Большую роль играет совместная деятельность педагогов с детьми, так как формирование чувств патриотизма и нравственных ценностей личности ребёнка – это процесс ежедневного, постоянного общения взрослого и ребёнка, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели должны широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном городе, городах России, животных родного края, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания даёт большой эффект, именно поэтому большое внимание надо уделить занятиям по изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Мощный эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые способствуют формированию патриотических чувств, например:
• Праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
• Осенняя ярмарка;
• Праздничное мероприятие «Всемирный День Матери»;
• «Новогодний карнавал»;
• «Рождественские колядки»;
• День защитников Отечества;
• «Весенняя ярмарка»- фольклорный праздник;
• «Широкая Масленица»;
• День Победы;
• День защиты детей;
• День флага России;
• День города;
• День спорта;
• День здоровья;
• День витамина С;
• День Солнца;
• День Спасибо.
• День друзей;
• День семьи;
• День именинников.
• День рождения детского сада.
• День театра;
• Космическое путешествие;
• Кругосветное путешествие;
• Путешествие в прошлое (правила общения) и др.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам, созданных на базе детского сада, что предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества. Например, вышивание, бисероплетение, фольклорный ансамбль, декоративное рисование, театральная студия.
Вовлечение родителей воспитанников в воспитательно- образовательный процесс по формированию основ духовно - нравственных, гражданско- патриотических качеств личности, тесное сотрудничество с семьями воспитанников, связь с социумом- неотъемлемая задача педагога в реализации работы с детьми.
Результатом такого организации такого целенаправленного комплексного процесса непременно станет получение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России