Дарья Низамова
Формирование читательской грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Читать — это еще ничего не значит,
что и как читать — вот в чем главное дело»
К. Д. Ушинский
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища
– вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Паспорт проекта
Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»
Вид проекта: творческо - исследовательский
Срок реализации: ноябрь 2022г – декабрь 2022 г
Публикация «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цели проекта:
- формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);
- воспитание правильного отношения к книге - помощь в формировании нравственной и духовной культуры дошкольников;
- привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку;
привлечение внимания к проблеме детского чтения
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;
- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
- знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Значимость проекта:
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап подготовительный– выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте.
2 этап – основной
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей
Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.
Познавательное развитие
- Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»
- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова, А. С. Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;
- Знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
- Инициирование обсуждения проекта в кругу детей.
Речевое развитие
Освоение форм речевого этикета;
- Обогащение обществоведческого словаря;
- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- Формирование диалогической речи.
- Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
- Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок. - Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Социально – коммуникативное развитие
- Приобщение к словесному искусству;
- Формирование интереса и потребности в чтении;
- Возможность выбора из большого количества художественной литературы
(в том числе с электронных носителей)
- Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку». - - - Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам). - - - - Создание книжек с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.
- организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» ,
- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
Художественно – эстетическое развитие
- Изготовление иллюстраций по рассказам А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Н. Н. Носова;
-Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»
-Игры – драматизации;
- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».
Физическое развитие
- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
- Подвижные игры со сказочными персонажами.
Взаимодействие с родителями
Ежедневное чтение детям художественных произведений
- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми
- Введение в круг чтения детской периодики
- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- Создание детской домашней библиотеки
- Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»
- Разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)
Ожидаемый результат.
Умеют действовать согласовано, знают 5 – 8 артикуляционных упражнений, умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами. Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.
Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
Формирование модели взаимодействия внутри детской библиотеки - РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Стихи детей сочиненные вместе с родителями:
В игрыразныеиграем,
Веселимся и шумим.
Все игрушки разбросаем,
Собирать их не хотим.
Жила-была певунья-птичка
С желтой грудкой–невеличка.
Она летала и летала
Никогда не уставала.
Рыбка плавала в пруду,
Я стоял на берегу,
Рыбку я хотел поймать,
Но ее мне не достать.
Сочинять стихи не просто,
Это знает каждый взрослый.
Но, ребята, молодцы,
Постаралисьотдуши.
Медвежонок маленький,
Очень косолапенький.
Утром он гулять пошел,
Ягод много нашел.
Сидела кошка у окошка,
Она хотела погулять.
Не открывается окошко,
Придется дома ей скучать.
Аня с Таней ели мед
И измазали свой рот.
Тут пришла с работы мама,
Их умыла из-под крана.
Во время завтрака и обеда
Максим беседует с соседом.
Правило забыл Максим–
Когда мы кушаем–молчим.
Дети прыгают и скачут
Как веселый звонкий мячик.
Дети прыгали, устали,
Все игрушки разбросали.
Алиса пошла в магазин
И купила апельсин.
По дороге его съела
Очень пить захотела.
В речке плавали дельфины
Захотели мандарины,
К берегу они подплыли
Мы их сразу угостили.