Хакимова Елена
Проект «Формирование читательского интереса дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Подготовила:
Хакимова Елена Вячеславовна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 4
Нефтекамск,
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ВВЕДЕНИЕ
3
II.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6
2.1
Методы работы над проектом
6
2.2
Противоречия
6
2.3
Ресурсы
6
2.4
Сроки реализации
6
2.5
Участники
7
2.6
Критерии оценки
Темочки:
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
7
2.7
Перспективы развития
7
2.8
Этапы работы
7
2.9
Продукты проекта
8
III.
ВЫВОДЫ
9
ЛИТЕРАТУРА
10
«Формирование читательского интереса дошкольников в условиях реализации ФГОС Д О»
I. ВВЕДЕНИЕ
Ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки». Работая с двух - трехлетними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок. Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Мы провели анкетирование родителей, из которого выяснили, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина - зачем читать, когда можно посмотреть. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. В настоящее время особенно актуальна задача приобщения детей к книге, воспитание интереса к книге, формирование будущего читателя. Важным моментом в приобщении ребенка к художественной литературе является создание условий для общения с книгой.
От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Становление и развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Большую часть времени ребенок находится в детском саду и воспитателю принадлежит ведущая роль,именно привить детям любовь к книге, научить слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и воспитания. Поэтому и выбор темы не случаен «Формирование читательского интереса дошкольников в условиях реализации ФГОС Д О».
Идея проекта : Привлечение внимания общественности к формированию читательского интереса у дошкольников.
Цель проекта : Создать условия для формирования интереса к чтению художественной литературы и развития творческого потенциала дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу, результаты исследований по проблеме формирования читательских интересов дошкольников;
2. Определить условия, способствующие формированию читательского интереса дошкольников;
3. Разработать сценарий итогового мероприятия «По дорогам сказок»;
4. Разработать памятки для родителей по теме проекта.
Гипотеза состоит в предположении, что читательские интересы будут сформированы, при соблюдении следующих условий, если:
• проводить целенаправленную работу по формированию читательских интересов дошкольников;
• применять в образовательном процессе разнообразные методы и приемы работы, способствующие формированию читательских интересов;
• работу по формированию читательских интересов проводить совместно с семьей, библиотекой и другими участниками образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение круга читательских интересов дошкольников (воспитание разностороннего читателя);
2. Развитие интереса к художественной литературе, народному творчеству, формирование навыков устной речи;
3. Повышение эффективности работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников проекта : педагогов, детей, родителей, библиотеки.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Методы работы над проектом :
Основными методами работы над проектом предполагаются :
• теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
• анкетирование родителей, индивидуальные и групповые беседы с детьми с целью выявления уровня сформированности читательских интересов дошкольников на разных этапах работы над проектом;
• сравнительный анализ полученных результатов.
2.2 Противоречия
В ходе работы над проектом, выделили следующие противоречия:
• Между высоким воспитательным потенциалом художественной литературы и снижением интереса к книге в современном информационном обществе;
• Между интересом детей к художественной литературе и недостаточным вниманием родителей к данному вопросу.
2.3. Ресурсы
Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:
• кадровые – воспитатели, учитель-логопед, воспитанники, родители воспитанников;
• информационные - литература, интернет;
• материально-технические - методический кабинет, компьютер, проектор, теле, аудио и видео аппаратура.
2.4. Сроки реализации проекта : январь 2015г. – декабрь 2015г.
2.5. Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
2.6. Критерии оценки результативности работы над проектом :
Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательских интересов :
1. наличие устойчивого интереса к чтению книг;
2. развитие творческих способностей детей;
3. активное участие детей и родителей в реализации проекта.
2.7. Перспективы развития проекта : работа по реализации проекта будет представлена на ГМО воспитателей, материалы, полученные в ходе реализации проекта, будут интересны и полезны воспитателям; в случае успешной реализации проекта опыт будет распространен.
2.8. Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный
• постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
• изучение педагогической литературы и опыта других педагогов по теме проекта;
• проведение анкетирования детей и их родителей (Приложение1);
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• составление плана по реализации мероприятий.
(Приложение № 1) Ознакомимся с результатами:
На вопрос: «Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые? 95% детей ответили Да, иногда – 5%. На вопрос: Читаете ли вы ребенку книги? Родители ответили так: ежедневно- 20%, несколько раз в неделю -40%, редко, когда есть время -40%.это говорит о том что, у детей есть интерес когда им читают взрослые, а родители не могут поддержать этот интерес.
2. Основной этап:
Реализация плана мероприятий (Приложение 2)
3. На заключительном этапе планируется подведение итогов. Проведение литературного мероприятия «По дорогам сказок». Диагностика и мониторинг обучающихся и их родителей.
2.9. Продукты проекта
• Анкета для родителей (Приложение № 1)
• План работы над формированием читательских интересов дошкольников; (Приложение № 2)
• Опросник по выявлению читательского интереса дошкольников; (Приложение № 3)
• Сценарий литературного мероприятия «По дорогам сказок» (Приложение 4);
• Памятка для родителей «Как развивать читательский интерес у детей дошкольного возраста» (Приложение 5).
• Памятка для родителей по развитию читательского интереса у дошкольников. (Приложение № 6)
III. ВЫВОДЫ
Работа над проектом и результаты мониторинга показывают, что дети стали проявлять интерес не только к художественной литературе (90 %, но и к энциклопедическим источникам (5%) и произведениям поэтов (5%).
Дети стали называть автора и названия произведений по иллюстрациям, по строкам из текста, пополнен литературный багаж сказками, рассказами, стихотворения, загадками, считалками, скороговорками.
Дети научились ремонтировать книги, бережно относиться к ним.
В группе создана предметно-развивающая среда для формирования читательского интереса дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви у детей к чтению. (35 % родителей стали ходить с детьми в библиотеку, 35 % - стали читать детям ежедневно, 100% - имеют домашнюю библиотеку).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 5-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 20013.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 5-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 20011.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс, 2010.
4. Дунаева Н. О Значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 35-40.
5. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 33-41.
6. Интернет- ресурсы образование
1).https://www.gublibrary. Омелько С. Н. Воспитание интереса к чтению.